Interested Article - Зосима (игумен Макарьево-Унженского монастыря)

Зосима (ум. 1625) — игумен Макарьево-Унженского монастыря Костромской епархии Русской православной церкви .

Биография

О детстве и мирской жизни отца Зосимы сведений практически не сохранилось, да и последующие биографические данные о нём очень скудны и отрывочны; согласно статье русского библиографа К. Я. Здравомыслова , он был « из вдовых священников » .

В управление Макарьево-Унженским монастырем Зосима вступил 6 июля 1613 года. За 12 лет управления обителью, как видно из сравнения двух описей монастырского имущества, составленных в начале и конце его управления, он « неславную и немногочеловечную обитель » обратил в знатную, богатую и многолюдную .

Макарьево-Унженский монастырь
( фото С. М. Прокудин-Горский )

При нём 4 октября 1619 года царь Михаил Фёдорович посетил Макариев Унженский монастырь. Это путешествие совершилось по обещанию царскому « за некоторые его, угодника Божия, чудеса и помощь, показанную ему, великому государю, и пречестным родителям его государским во время их государских печалей... По воцарении, царь умиление призываше в молитвах своих великого чудотворца преподобного Макария Унженскаго, яко да царствия его все мятежи и кровопролития утолятся и родителя своего, блаженного архиерея Филарета, узрит свобождена от плена и в царствующий град Москву пришедша. Положи же благоверный царь обещание свое преподобному Макарию в молитвах своих, яко аще молитвами его вышереченная прошения его царская Бог исполнит, то паки свое шествие сотворити в честную его обитель Унженскую и гроб его цельбоносный видети и целовати, и поклонение сотворити, и обитель паче распространити… »

Посещению обители царем предшествовало официальное расследование о 74-х чудесах преподобного Макария Желтоводского . Следствием царского посещения обители были: а) наименование преподобного Макария великим чудотворцем; б) повеление « монастырь сей из царских сокровищ пространным строением устроити и весь чин монастырский… учинити наравне с Соловецким монастырем »; в) пожалование монастырю « многих церковных вещей, такожде и многих сел и земель с живущими тамо христианы », — Спасской пустыни с 6 починками, 3 займищами, пустошью, 3 пожнями и рыбными ловлями ; г) разрешение игуменам обители ездить в Москву к царю и патриарху с образом чудотворца и « со святыми водами », с освобождением от платы « проезжей головщины », « за перевозы » и др. пошлин; д) посещение обители многими знатными лицами, внёсшими щедрые вклады .

Отцом Зосимой были устроены в обители — над гробом преподобного Макария новый пятиглавый деревянный храм с двумя приделами « на подволоке », Храм на святых вратах, трапеза и в ней храм; затем храм в пожалованной Спасской пустыне и храм в одной из вотчин монастырских; кельи игуменские, братские, гостинные, келарские, казенные, поваренные, амбары, чуланы, конюшни, колодезь и прочие. Многие угодья освобождены были от оброков, а монастырские крестьяне — от подсудности местным воеводам .

Игумен Зосима скончался 9 ноября 1625 года во вверенной ему обители .

Примечания

  1. Здравомыслов К. Я. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  2. Жалованные грамоты 28 февраля и 29 октября 1620 года

Литература

Источник —

Same as Зосима (игумен Макарьево-Унженского монастыря)