Interested Article - Из Сибири в Москву
- 2021-02-13
- 2
«Из Сиби́ри в Москву́» ( дат. Fra Sibirien til Moskov ) — последний балет Августа Бурнонвиля , созданный под впечатлением от его поездки в Россию в 1874 году. Премьера спектакля на музыку Карла Кристиана Мёллера состоялась в Копенгагене 7 декабря 1876 года на сцене Королевского театра , в исполнении артистов Королевского балета .
История создания
Вскоре после неудачной премьеры балета по сказкам Андерсена « » ( 1871 ) благодаря содействию и хлопотам Ханса Кристиана Бурнонвиль получил , став первым балетмейстером, получившим лавровый венок, вручавшийся писателям и поэтам исключительно за литературную деятельность. Это позволило ему совершить большое путешествие в Западную Европу и неизвестную ему Россию.
Весной 1874 года Бурнонвиль посетил Москву и Санкт-Петербург. Здесь он встретился с Христианом Иогансоном и Мариусом Петипа , который показал ему несколько своих балетов. Бурнонвиль, увидевший « Дочь фараона », « Бабочку », « Царя Кандавла », « Дон Кихота » и « Эсмеральду », отметил, что все эти спектакли «поставлены с роскошью, не знающей равной ни в одном из театров Европы», однако осудил «бесстыдство стиля, заимствованного у гротесковых итальянцев» и «гимнастические экстравагантности, не имеющие отношения ни к настоящему танцу, ни к искусству пластики и не оправданные ни ролью, ни действием балета» — как чуждые принципам Новерра и Вестриса .
Бурнонвиль уже не раз представлял в Копенгагене спектакли, навеянные впечатлениями от поездок по Европе . На этот раз по возвращении в Данию он приступил к постановке «русского» балета на основе своих путевых заметок. Для оформления он использовал дорогие декорации, оставшиеся от пьесы «Праздник императора в Кремле», провалившейся в Королевском театре незадолго до того. Действие «Из Сибири в Москву» разворачивается вокруг дворянина-революционера ( декабриста ?), сосланного в Сибирь: дочь спасает отца от неволи и помогает ему вернуться домой.
По примеру увиденной в Петербурге « Дочери фараона » Петипа, Бурнонвиль включил в свой балет большой дивертисмент «Реки Европы», используя для него хореографию, которую счёл характерной для петербургской балетной сцены , при этом в своих записках имени Петипа он прямо не назвал.
Эффектной кульминацией стала пляска реки Невы . И тут я должен честно сознаться, что в сочинении славянских танцев испытал сильное влияние Радиной и Мадаевой , характерных танцовщиц из Петербурга, хотя скопировать их в точности мне не удалось.
— Август Бурнонвиль
Бурнонвиль стремился к реализму. В отличие от «рек» Петипа, танцующих в волшебном подводном царстве, его «реки» танцевали на маскарадном балу при дворе императора Павла I . Согласно хореографу, среди других танцев «произвели фурор казаки с их захмелевшим вожаком » .
«Из Сибири в Москву» стал последний балетом балетмейстера, скончавшегося в 1879 году. Постановка имела успех и была представлена в Королевском театре 46 раз.
Действующие лица
- император Павел Петрович
- императрица
- Смирнов, дворянин —
- Наталья, дочь Смирнова
- Иванов
- Петров
- лорд-камергер
Дальнейшая судьба
В начале XX века театральный репертуар в Дании претерпел серьёзные изменения: страна переживала период индустриализации и места в театральных залах по большей части заняли предприниматели и буржуа, вкусы которых сильно отличались от вкусов старой аристократии — теперь от балета требовалось быть лишь весёлым окончанием приятного вечера. Многие спектакли были сняты с афиши помимо воли труппы, другие же подверглись серьёзной редактуре и сокращениям в угоду веяниям времени. «Из Сибири в Москву» в последний раз был исполнен 14 февраля 1904 года.
После 13-летнего перерыва, в 1917 году , театр решил восстановить постановку и дирекция обратилась за разрешением к королю. Поскольку супруга Кристиана X , королева-консорт Дании Александрина Мекленбург-Шверинская состояла в родстве с Российским императорским домом , будучи внучкой великого князя Михаила Николаевича и правнучкой императора Николая I , в связи с революцией в России и отречением царя момент был признан неподходящим — король посчитал, что постановка балета о революционерах может быть воспринята как свидетельство политической позиции его семьи и страны в целом.
Возобновление
Впоследствии, на волне интереса к наследию Бурнонвиля, балет был восстановлен и вновь вошёл в репертуар Датского королевского балета . Реконструкцией спектакля на основе записей и других исторических материалов занимались , Динна Бьёрн , и супруга Андерсена Ева Клоборг . 22 октября 2009 года по инициативе Нины Ананиашвили балет был поставлен в Тбилиси, на сцене театра оперы и балета имени Палиашвили .
Фильмография
Танец жокеев из балета «Из Сибири в Москву» был заснят вместе с фрагментами некоторых других балетов Бурнонвиля в 1902 — 1906 годах пионером кинематографа . Отреставрированные в 1975—1979 годах, эти съёмки составляют старейший фильм-балет в истории кино .
Примечания
- Источники
- В. М. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л. : Искусство, 1963. — 552 с.
- Аллан Фридеричиа. Август Бурнонвиль. — М. : Радуга, 1983. — 272 с.
- ↑ В. М. Красовская. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1996. — 432 с.
- от 12 ноября 2013 на Wayback Machine // Королевская библиотека Дании
- Комментарии
- Наиболее знаменитый из них — « », 1842 .
- Также были засняты фрагменты из балетов « », « Сильфида », « Вольные стрелки из Амагера » и, предположительно, « ».
Ссылки
- // сайт Королевской библиотеки
- 2021-02-13
- 2