Фролов день
(
Фрол и Лавёр — лошадники
) — день
народного календаря восточных славян
, приходящийся на
18
(31) августа
. Название происходит от имён христианских святых
Флора и Лавра
, которые в
народных поверьях
считались покровителями лошадей. У русских в этот день лошадей кормили в полную сыть и на них не работали, даже на скачках седлать лошадей было не принято
.
В славянской традиции почитание святых, как покровителей лошадей было характерно преимущественно для русских, частично для белорусских и в меньшей степени для украинских регионов
.
Содержание
Другие названия дня
рус.
Фролов день, Лошадники, Хролов день, Фролы, Фрол-день, Флор и Лавр, День свв. Фрола и Лавра
,
Флор и Лавр — лошадники, Конский праздник
,
Лошадиный праздник
;
белор.
Конскае свята
,
Рабінавая ноч, Гарабінава ноч
,
Капыты
,
Храл і Ягор'е
.
Обряды и поверья
В этот день с утра крестьяне прикармливали лошадей свежим сеном и овсом, заплетали им гривы пёстрыми лоскутками. В некоторых местах совершалось освящение воды
. После обедни за церковной оградой кропили приведённых лошадей
святой водой
. Это, по мнению крестьян, «охраняет коней ото всякого лиха»: «умолил Фрола-Лавра — жди лошадям добра!»
.
Хозяева выводили своих коней на луг, чистили их, с ладони закармливали овсом. Поили лошадей из зимней шапки, в которую клали серебряную монету. Верили, что это этого «лошади добреют и не боятся лихого». Потом серебряную монету скрытно клали под яслями и закладывали соломой
. Если было подозрение, что лошадь болеет, то могли прочитать заговор
:
Стану поутру по раннему, по вечеру по позднему, выйду на сильный ветер, на легкий воздух, возьму я осинову вичку [ветку], пойду я к доброму хозяину на честен пир. Из-под левой ноги, из-под правого копыта обложу и обвяжу — кругом обнесу, чтобы был по старому, по-прежнему, чище и лучше, чтобы более не чула, куда бы ни поехали.
В некоторых местах в этот день устраивали конные соревнования между деревнями. В обычае была и обрядовая выпечка: в
Орловской губернии
— в форме подковы, в
Рязанской губернии
— в форме двухголовых коней
.
В степных губерниях с этого дня начинались «
помочи
» — работы, предпринимаемые всем селом в пользу вдов и сирот. Народ говорит: «На вдовий двор хоть щепку брось». На таких сходках косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. Все эти работы имели свои названия:
полотушки, потрепушки, супрядки, назьмы, дровяницы, сеновницы
. Помочи у зажиточных людей сопровождались угощениями. Для рабочих тогда выставлялись на дворе столы с пирогами или калачами, кадки с брагой, сулейки с вином. Такое угощение продолжалось во всё время работы
.
Поговорки и приметы
Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр
.
Флор и Лавёр — кончай посев ржи
.
Мужик без лошади, что дом без потолка
.
Сей озимь от
Преображения
до Фрола. Коли до Фрола не отсеешься, флоры и родятся (цветочки)
.
//
Пословицы русского народа
: Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост.
В. И. Даль
. — 2-е изд. —
М.
, 1879. — Т. 2. — С. 516.
. —
М.
: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. —
Мн.
: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. —
3000 экз.
—
ISBN 978-985-471-335-9
.
Коринфский А. А.
//
. —
М.
: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 345.
Максимов С. В.
//
. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 448—454.
Некрылова А. Ф.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. —
М.
: Правда, 1991. — 496 с. —
ISBN 5-253-00598-6
.
Некрылова А. Ф.
Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. —
СПб.
: Азбука-классика, 2007. — 765 с. —
ISBN 5352021408
.
/ В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. —
М.
: Наука, 1999 страницы=. — 828 с. — (Народы и культуры). —
ISBN 5-02-009558-3
.
Русские имена: Народный календарь / Сост. А. А. Угрюмов. — Архангельск, Вологда: Сев.-Зап. книжное издательство, Вологодское отделение, 1993.
Русский народ. Будни и праздники. энциклопедия / Сост. И. И. Шангина. —
СПб.
: Азбука-классика, 2003. — 558 с. —
ISBN 5-352-00650-6
.
Садырова М. Ю.
// Известия Пензенского педагогического университета им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. № 11 (15) 2009. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. —
С. 126–129
.
Тульцева Л. А.
Календарные праздники и обряды (по материалам ХІХ–XX века) // Русские: народная культура (история и современность) / отв. ред. И. В. Власова. —
М.
: Институт этнологии и антропологии РАН, 2000. —
Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура
. —
С. 128–205
. —
ISBN 5-201-13720-2
.
Усов В. В.
Русский народный православный календарь. —
М.
: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. —
ISBN 5-7578-0028-3
.
Успенский Б. А.
Филологические разыскания в области славянских древностей. —
М.
: Издательство Моск. ун-та, 1982. — 245 с.
Васілевіч Ул. А.
(белор.)
// Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. —
Мн.
, 1992. —
С. 554–612
.
11 мая 2012 года.
(неопр.)
.
Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ
.
. —
. Архивировано из
5 апреля 2015 года.
(белор.)
Лозка А. Ю.
Беларускі народны каляндар
(белор.)
. —
Мн.
: Полымя, 2002. — 238 с. —
ISBN 98507-0298-2
.
(белор.)