Лубьян (Испания)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Испания, рапсодия для оркестра » ( фр. España, rapsodie pour orchester ) — одно из наиболее известных оркестровых сочинений французского композитора Эммануэля Шабрие (1841—1894). Произведение было написано в 1883 году после поездки Шабрие в Испанию. Пьеса посвящена дирижёру Шарлю Ламурё , под управлением которого прошло её первое исполнение, состоявшееся 4 ноября 1883 года на концерте, организованном Société des Nouveaux .
С июля по декабрь 1882 года Шабрие вместе со своей женой совершил путешествие по Испании, посетив в его ходе Сан-Себастьян , Бургос , Толедо , Севилью , Гранаду , Малагу , Кадис , Кордову , Валенсию , Сарагосу и Барселону . По мнению музыковеда Р. Майерса, «письма [композитора], составленные во время поездки, полны хорошего юмора, проницательной наблюдательности и его реакции на народную музыку и танцы; [эти письма] демонстрируют подлинный литературный дар [Шабрие]» . В письме Эдуарду Мулле (1845—1923), своему старому другу и музыканту, который также интересовался народной музыкой Нормандии и Испании, Шабрие подробно описывает свои исследования региональных танцевальных жанров, приводя нотные записи данных мелодий. В более позднем письме из Кадиса, датированном 25 октября 1882 года и адресованном дирижёру Ламурё, Шабрие пишет (на испанском языке), что по возвращении в Париж он сочинит «необычайную фантазию, которая доведет публику до предела волнения».
Хотя изначально композитор задумывал пьесу для фортепианного дуэта, с течением времени она превратилась в произведение для оркестра. Работа над сочинением длилась в период с января по август 1883 года; первоначально Шабрие планировал дать пьесе название « Хота », но в октябре 1883 года переименовал её в рапсодию «Испания». Произведение было хорошо принято критиками и в одночасье прославило Шабрие. Работу хвалили такие композиторы, как Шарль Лекок , , Рейнальдо Ан , Мануэль де Фалья (который считал, что «ни одному испанскому композитору не удастся создать настолько подлинную версию хоты») и даже Густав Малер (который объявил рапсодию «началом современной музыки») . Сам Шабрие не раз называл произведение «просто пьесой в фа мажоре ― и ничего больше» .
После короткого вступления, звучащего наподобие испанской гитары , трубы исполняют первую тему в низком регистре (этот мотив повторяется четыре раза на протяжении всего произведения). Затем следует вторая тема, напевная и плавная, которую играют фаготы, валторны и виолончели. Далее фаготы вводят ещё один мотив ( ben giocoso ). После возвращения к первой теме лирическая мелодия ( dolce espressivo ), звучащая в верхнем регистре струнных, приводит к кульминации , прерываемой темой в исполнении тромбонов ( marcato ) . Пьеса заканчивается финалом, радостным по характеру.
После создания рапсодии «Испания» среди композиторов стало модным сочинять музыку в испанском стиле. Этот жанр нашёл дальнейшее выражение в «Иберии» Дебюсси и «Испанской рапсодии» Равеля . Эрик Сати пародировал эту тенденцию в своей фортепианной пьесе «Españaña» (1913) .
Композиция написана для 3 флейт (1 флейта-пикколо ), 2 гобоев , 2 кларнетов in B♭, 4 фаготов ; 2 валторн in F, 2 валторн in C, 2 труб , 2 корнетов , 3 тромбонов , тубы , ударных ( литавры , большой барабан , тарелки , треугольник , бубен ) и струнных (2 арфы , скрипки , альты , виолончели , контрабасы ) .
Темп произведения: . = 80. Типичная продолжительность исполнения пьесы составляет 6 минут.
Шабрие создал две транскрипции рапсодии:
Мотивы пьесы занимают видное место в вальсе Эмиля Вальдтейфеля «Испания», написанном в 1886 году. Мелодия рапсодии также звучит в американской песне 1956 года «Hot Diggity (Dog Ziggity Boom)».
В 1961 году Ролан Пети создал балет «Испания» на музыку Шабрие .