Interested Article - Бермудо, Хуан

Хуан Берму́до ( исп. Juan Bermudo ; около 1510, Эсиха — после 1560) — испанский теоретик музыки, виуэлист и органист , композитор. Монах-францисканец .

Очерк биографии и творчества

Биографические сведения о Бермудо скудны (заимствованы исключительно из его же письменных трудов). Происходил из обеспеченной семьи. В 1525 в Севилье вступил в орден францисканцев, затем изучал науки квадривия на факультете свободных искусств университета Алькалы . Между 1524 и 1534 гг. посетил кафедральный собор Толедо и пришёл в восторг от импровизационной полифонии местных певчих. Известно также о консультациях Бермудо (до 1549 г.) с капельмейстером гранадского двора Бернардином (Bernardino de Figueroa, ум. 1571). Другим важным консультантом работ Бермудо (в 1550-х годах) был композитор Кристобаль де Моралес . В 1550 г. Бермудо посетил клариссинский монастырь в Монтилье (Андалусия), посвятил аббатисе монастыря один из своих трактатов. 24 июня 1560 г. был избран на руководящую должность ( ) в андалусийской епархии францисканцев. Дата и место смерти Хуана Бермудо неизвестны.

Главное творческое достижение Бермудо — трактат «Объяснение музыкальных инструментов» («Declaración de instrumentos musicales», 1555) , в пяти книгах. Заглавие, обещающее рассмотрение музыкальных инструментов, не вполне соответствует содержимому трактата, в котором вокальная музыка (как григорианская монодия , так и новейшая церковная полифония) рассматривается наряду с инструментальной. Учитывая это, западные учёные толкуют заглавие в смысле musica instrumentalis Боэция , то есть как ссылку на всякую звучащую музыку (а не как на математическую и «спекулятивную» её теорию) .

Наиболее ценно в труде Бермудо описание инструментов (подробно — виуэлы , но также клавишных инструментов, арфы и др.), а также практики современного автору инструментального музицирования, со многими «практическими» нотными примерами. С точки зрения теории музыки важна Третья книга, где автор обсуждает проблемы темперации , табулатурную нотацию , технику музыкальной композиции (особенно интабуляцию ). Пятой книге, посвящённой учению о церковных тонах (в том числе, об их применении в многоголосной музыке) , предшествует ценное введение Кристобаля де Моралеса (датировано 20 октября 1550 года). Первая книга — более или менее традиционное изложение эстетики и этики музыки (например, известный вопрос различия между «певчим» и «музыкантом»), этимологические и исторические экскурсы (обзор различных классификаций музыки). Среди (названных по имени) авторитетов, на которых ссылается Бермудо,— Боэций и Гвидо Аретинский , из новейших — философы Якоб Фабер и Джорджо Валла , музыканты Ф.Гафури и Г. Глареан .

Бермудо воспринимал свой трактат как основной труд жизни. Промежуточные результаты исследования он публиковал как отдельные труды. Так в 1549 году была издана Первая книга трактата («Libro primero»), которая по своим размерам почти равна позднейшим пяти книгам вместе взятым, а в следующем году — фрагмент Второй книги под названием «Arte tripharia».

Бермудо — автор романса «Mira Nero de Tarpeya» для голоса и виуэлы , а также ряда полифонических обработок для органа популярных (католических) гимнов , в том числе «Conditor alme siderum», « Ave maris stella » и «Vexilla regis prodeunt».

Примечания

  1. Juan Bermudo // (фр.)
  2. Вариант русского перевода заглавия — «Разъяснение музыкальных инструментов».
  3. Freis W., Blackburn B. Bermudo, Juan // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
  4. В Четвёртой книге трактата.
  5. Псалмовые тоны разъясняются (с примерами) во Второй книге.
  6. «Глядит Нерон с Тарпеи [на горящий Рим]». Пьеса опубликована в Четвёртой книге трактата.

Сочинения

Примечание. Все трактаты Бермудо написаны на испанском языке

  • Libro primero [de la Declaración de instrumentos musicales] (s.l., 1549)
  • Arte tripharia (s.l., 1550)
  • Declaratión de instrumentos musicales (s.l., 1555); фрагмент трактата в переводе М. В. Иванова-Борецкого опубликован в кн. «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» (М.: Музыка, 1966)

Литература

  • Stevenson R.M. Juan Bermudo. Den Haag, 1960.
  • Apel W. Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700. Kassel, 1967.
  • Corona Alcalde A. Juan Bermudo and his seven vihuelas // Journal of the Lute Society 24 (1984), p.77-86.
  • Annoni M.T. Tuning, temperament and pedagogy for the vihuela in Juan Bermudo’s «Declaratión de instrumentos musicales». PhD Diss. Ohio / USA, 1989.
  • Otaola P. Instrumento perfecto y sistemas armónicos microtonales en el siglo XVI: Bermudo, Vicentino y Salinas // Anuario musical 49 (1994), p.127-157.
  • Freis W. Becoming a theorist: the growth of the Bermudo’s «Declaratión de instrumentos musicales» // Revista de musicología 28 (1995), pp.27-112.
  • Freis W. Perfecting the perfect instrument: Fray Juan Bermudo on the tuning and temperament of the «vihuela de mano» // Early Music 23 (1995), pp.421-435.
  • Otaola González P. Tradición y modernidad en los escritos musicales de Juan Bermudo: del Libro primero (1549) a la Declaración de instrumentos musicales (1555). Kassel: Edition Reichenberger, 2000. IX, 518 pp.; ISBN 3-931887-93-6 .

Ссылки

  • от 15 августа 2016 на Wayback Machine (цифровое факсимиле первого издания)
  • от 15 августа 2016 на Wayback Machine (Google preview)
  • от 30 июня 2016 на Wayback Machine (транскрипция в 5-линейной тактовой нотации)
Источник —

Same as Бермудо, Хуан