Interested Article - Мандора

Мандора (Мандоре) — струнный музыкальный инструмент из семейства лютневых . Как испанская бандуррия от греческой (византийской) развилась в средние века . Мандора является предшественницей мандолы , , , неаполитанской мандолины , басовой мандоры ( ).

Первая «Школа игры» (фр. L’Instruction pour la mandore ) 1585 года утеряна. Первое издание произведений для мандоры появилось во Франции , это была «Tablature de mandore» от 1629 года, посвящена кардиналу де Ришельё . Название инструмента зависело от времени и территории: на Иберийском полуострове и Франции с XII по XIV вв. этот инструмент назывался: мандуррия , бандуррия , мандуар (эти названия использовались авторами поэм: Хуаном Руисом , , Гийомом де Машо ); в XVI в. в Испании бандуррия , во Франции — мандора, в Италии XVII в. — мандола (это также название более позднего инструмента семейства мандолин) , в Германии ; в XVIII веке в Испании - вандола , в Португалии , в Италии — .

Хуан Бермудо в своём трактате 1555 года «Declaración de Instrumentos Musicales», 5 Vols, описывает, что бандуррия имеет форму ребека , с тремя хорами струн , настроенными на чистые квинтаккорды , при музицировании использовалась пальцевая техника.

Форма инструмента

Мандора по форме и строению напоминает ренессансную лютню, но гораздо меньше ее. Как и другие виды лютней, имеет выпуклый корпус из тонких реек, резонаторное отверстие, прикрытое декоративной розетой, гриф с навязными жильными ладами, заканчивающийся головкой с характерным завитком . Мандора первоначально имела четыре одинарных струн, но в середине XVII в. это число увеличилось до пяти и шести струн, а еще позже (в начале XVIII века) до и хоров (пар струн). Размер Мандоры вдвое короче лютни .

Настройка

Мандора строила: c' g' c" g" (f", e") , или g d' g' d '' , или a d' a' d'' fis' ', или g c' e' a' d '' g'', или g h e' a' d'' g'', или a d e' a' d'' g'' в зависимости от тональности пьесы. На ней играли, как на лютне, ударяя по струнам пальцами, а не пером, как на более поздней мандолине.

Мандора на гравюре в трактате Марина Мерсенна "Harmonie Universelle", Париж, 1636 г.

Эволюция инструмента

Истоки инструмента восходят к греческой , через его широкое использование у древних певцов и поэтов как , мандуар , аль мадури, бандуррия (в окситанской поэзии XII–XIV веков). В Испании её ещё называли бандуррией (не путать с более поздней бандуррией XVIII в.). Первоначально это был 3-струнный (3-хорный) инструмент, настроенный по чистым квинтам и похожий на ребек (описанный Хуаном Бермудо в «Declaración de Instrumentos Musicales», 5 vol., 1555 г.). Играли на нем гусиным пером. В XVII в.она уже имела 4 струны или хоров в квинто-квартовом строе c1-g1-c2-e2 (f2, g2), на ней использовали пальцевую технику, как на лютне . В Италии в XVII в. инструмент назывался мандола . Антонио Страдивари в 1680 году начал выпускать инструменты с корпусом меньшего размера с 4-5-6-струнами либо хорами в квартовом строе (e'-a'-d'-g', h-e'-a'-d'', g-h(c)-e'(f')-a'-d''-g''), названный им (уменьшительное от mandola ). В Риме этот инструмент назывался . На этих инструментах играли пальцевой техникой (не плектром), струны были жильными. Неаполитанская мандолина появилась в середине XVIII века, у нее были металлические струны, как у цитры , на ней играли медиатором, как на цитре, дека, как у , но она настраивалась как скрипка g-d' a'-e'. В XVIII веке в Германии и Австрии был очень популярен более крупная, теноровая мандора, называемой , для которой Иоганн Георг Альбрехтсбергер написал концерт в 1765–1771 годах с оркестром .

Смотрите также

Примечания

  1. Мандюрихен у М.Преториуса в Syntagma Musicum, 1619 г.
  1. Хуан Карл Амат "Испанская гитара или вандола", Барселона, 1586 г. в ред. 1761 г.

Сноски

  1. . Дата обращения: 26 октября 2022. 17 января 2021 года.
  2. . Дата обращения: 26 октября 2022. 26 октября 2022 года.
  3. Kompozytor posługuje się nazwą mandora na określenie gallichonu.
  4. U Praetoriusa w "Syntagma Musicum", Theatrum instrumentorum, III cz., Wolfenbuttell z 1619.
  5. , "Guitara española, y vandola", Barcelona, 1586, redakcja ok. 1761.

Библиография

  • Кравчик Е.В. Рукопись PARIS BNF (MSS.): MS.FR. 9152 в истории мандоры. - Вестник Пермского государственного гумантарно-педагогического университета.Серия №3 Гуманитарные и общественные науки. - Пермь, 2020. - С. 14 - 27. DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10002. ISSN 2308-7226e ISSN: 2308-7196
  • Спаркс Пол, Тайлер Джеймс, Ранняя мандолина , Оксфорд: Clarendon Press, 1992, ISBN 9780193185166 .
Источник —

Same as Мандора