Interested Article - Мосс, Арнольд
- 2021-06-05
- 1
Арнольд Мосс ( англ. Arnold Moss ; 28 января 1910 года — 15 декабря 1989 года ) — американский актёр театра, радио, кино и телевидения 1930—1970-х годов.
В начале 1930—1940 годы Мосс играл во многих бродвейских постановках, очень часто в спектаклях по произведениям Уильяма Шекспира , а также был популярным радиоактёром, а со второй половины 1940-х годов стал сниматься в кино.
Наиболее известными фильмами с участием Мосса были « Искушение » (1946), « Кармен » (1948), « Господство террора » (1949), « Инцидент на границе » (1949), « » (1951), « Вива, Сапата! » (1952), « » (1954), « 27-й день » (1957) и « Гамбит » (1966).
Его сын стал композитором, писателем и сценаристом, одним из основателей популярной программы « Улица Сезам ».
Ранние годы жизни и начало театральной карьеры
Арнольд Мосс родился 28 января 1910 года в Нью-Йорке , он бруклинец в третьем поколении . Окончив в Бруклине среднюю школу, он поступил в Нью-Йоркский университет , где получил степень магистра по французской литературе . Увлекшись актёрской профессией, после завершения учёбы Мосс поступил в нью-йоркский театр LeGallienne Civic Repertory Theatre , которым руководила популярная актриса Ева Ле Гальенн , где «сыграл своего первого злодея в спектакле „ Питер Пэн “» . На некоторое время Мосс отправился в Европу, а в 1929 году вернулся в США, продолжив работу в театре Ле Гальенн .
Театральная карьера
С 1929 года Мосс стал работать на Бродвее , сыграв за короткий промежуток времени в таких спектаклях, как « Живой труп » (1929—1930), « Ромео и Джульетта » (1930), «Зелёный попугай» (1930), «Зигфрид» (1930), «Камилла» (1931) и «Чудо-мальчик» (1931), где у него была первая значимая роль .
После почти десятилетнего перерыва, связанного с интенсивной работой на радио, Мосс вернулся на Бродвей, сильно сыграв роль безжалостного испанского полковника в драме «Пятая колонна» (1940) по Эрнесту Хемингуэю . В течение 1940-х годов он сыграл ещё в семи в бродвейских постановках, среди которых наибольшее признание ему принесли роли в спектаклях «Путешествие в Иерусалим» (1940), «Полёт на запад» (1940—1941) и «Первая полоса» (1946) .
Кроме того, по информации « Лос-Анджелес таймс », «Мосс вызывал восхищение критиков своим исполнением роли Просперо в „ Буре “ (1945) и Малволио в „ Двенадцатой ночи “ (1949)». Позднее также сыграл на Бродвее в шекспировских постановках « Король Лир » (1950—1951) и « Мера за меру » (1957) , а также сформировал собственный репертуарный театр Shakespeare Festival Players , объехав с гастролями 50 американских колледжей . После игры в пьесе Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу» (1958) Мосс на долгое время ушёл с бродвейской сцены, вернувшись в последний раз в 1971 году, чтобы сыграть роль импресарио Дмитрия Вейсмана в изначальной постановке Стивена Сондхайма «Безумства» (1971—1972) .
Карьера на радио
Театральная подготовка и замечательный голос обеспечили Моссу работой на радио, где он много лет проработал актёром и сценаристом . Как отмечает историк кино Хэл Эриксон, «его глубокий, благозвучный голос был идеален для дикторской работы и коммерческой рекламы. На радио он также был сценаристом и продюсером радиосериалов» . Мосс начал работу на двух радиостанциях в Балтиморе , после чего в 1932 году вернулся в Нью-Йорк, где в 1932 году стал «самым молодым диктором на радио CBS » .
На протяжении 1930—1950-х годов Мосс продолжал с успехом работать на различных нью-йоркских радиостанциях, где ведущие радиосценаристы писали программы специально под него . Кроме того, Мосс выступал на радио как чтец Нью-Йоркского филармонического оркестра , а также был чтецом в программах оркестров Бостона, Детройта и Милуоки .
В 1974—1982 годах Мосс был постоянным автором и исполнителем радиопрограммы CBS «Детективный театр» .
Преподавательская, научная и литературная деятельность
С начала 1930-х годов Мосс на протяжении почти десяти лет преподавал искусство речи в Бруклинском колледже Нью-Йорка
Мосс выполнил перевод с французского языка пьесы «Мартина» (1922) драматурга . Позднее в Нью-Йоркском университете Мосс защитил диссертацию по французской литературе 18 века, получив степень доктора наук .
Карьера в кинематографе
В 1946 году Мосс дебютировал в кино, сыграв в фильме нуар « Искушение » (1946) роль шефа египетской полиции, расследующего убийство светского гуляки . В своей следующей картине « Кармен » (1948) Мосс сыграл полковника, командира Хозе, который, как и он, влюблён в заглавную героиню ( Рита Хейворт ). Дело доходит до дуэли, где Кармен ставит полковнику подножку, в результате чего он падает на меч Хозе и гибнет . В исторической драме о Французской революции « Господство террора » (1949) Мосс сыграл важную роль шефа секретной полиции Фуше . Наконец, Мосс сыграл мексиканца в фильме нуар « Инцидент на границе » (1949), который рассказывал о преступном бизнесе по ввозу нелегальных иммигрантов из Мексики .
После исторических приключенческих фильмов « » (1951) и « » (1951) Мосс обратился к комедийному жанру, «сыграв две памятные роли в фильмах Боба Хоупа ». Сначала он был связным Хоупа в Касабланке в шпионской пародии « » (1951), а затем коварным венецианским дожем в « » (1954) .
«Лос-Анджелес таймс» обратила внимание на его работы в драме о Мексиканской революции « Вива, Сапата! » (1956) с Марлоном Брандо и Энтони Куинном , исторической библейской драме « » (1953) с Ритой Хейворт , приключенческой исторической ленте с Эрроллом Флинном « Ким » (1950), действие которой происходит в Индии , а также в криминальной комедии « Гамбит » (1966) с Майклом Кейном и Ширли Маклейн .
Мосс также сыграл заметные роли в фильме нуар « Адский остров » (1955), военной драме « » (1955), фантастической ленте « 27-й день » (1957), где предстал в образе инопланетянина, и приключенческой картине « » (1957), действие которой происходит вскоре после окончания Гражданской войны в США .
Карьера на телевидении
С начала 1950-х годов Мосс много работал на телевидении , сыграв с 1950 по 1979 год в общей сложности в 41 различном телесериале, среди них «Первая студия» (1949—1953), «Саспенс» (1950—1953, 5 эпизодов), «Телевизионный театр „Крафта“»(1953—1954), « Альфред Хичкок представляет » (1958), «Стрелок» (1960), «Маркем» (1959), «Правосудие Берка» (1965), «Агенты А. Н.К. Л.» (1965), «Ларедо» (1966), « Звёздный путь » (1966), «Туннель времени» (1967), «Дэниел Бун» (1967), « Бонанза » (1968) и «Остров фантазий» (1978) .
Актёрское амплуа и оценка творчества
Арнольд Мосс отличался аристократической осанкой, безупречной дикцией и звучным голосом, что обеспечивало ему роли в шекспировском театре , а благозвучный глубокий баритон делал его идеальным актёром на радио . С другой стороны, как отметил Хэл Эриксон, в кино «благодаря сатанинским бровям и крупным резким чертам лица Мосса обычно брали на роли родовитых злодеев или зловещих иностранцев» . Как отмечено в биографии актёра на Internet Movie Database , Мосс также «специализировался на вежливых злодеях в духе Джорджа Макреди , играя всех — от арабских вождей до мексиканских бандитов и индийских махараджей» .
В некрологе в газете «Лос-Анджелес таймс» подчёркивается, что «Арнольд Мосс был классическим актёром разнообразных способностей, который более всего известен своим шекспировским репертуаром, и при этом в кино и на раннем телевидении его предпочитали брать на роли злодея». Кроме того, «Мосс возглавлял шекспировскую труппу, играл главные роли в дневных мыльных операх, записывался и выступал как чтец со многими симфоническими оркестрами» .
Личная жизнь
В 1933 году Мосс женился на актрисе Стелле Рейнольдс, с которой прожил до своей смерти в 1989 году. У пары было двое детей — сын и дочь . Их сын (1942—1998) стал известным сценаристом и композитором, одним из основателей и авторов популярной телепрограммы « Улица Сезам » .
Смерть
Арнольд Мосс умер 15 декабря 1989 года в своём доме в Нью-Йорке от рака лёгких , ему было 79 лет .
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1946 | ф | Искушение | Temptation | Ахмед Эффенди |
1948 | ф | Кармен | The Loves of Carmen | полковник |
1949 | ф | Господство террора | Reign of Terror | Фуше |
1949 | ф | Инцидент на границе | Border Incident | Зопилот |
1949 — | с | Первая студия | Studio One | разные роли (3 эпизода) |
1950 | ф | Ким | Kim | Лурган Сахиб |
с | Телетеатр Сомерсета Моэма | Somerset Maugham TV Theatre | лорд Маунтдраго (1 эпизод) | |
с | Часы | The Clock | (1 эпизод) | |
— 1951 | с | Отбой | Lights Out | разные роли (3 эпизода) |
— | с | Саспенс | Suspense | разные роли (5 эпизодов) |
1951 | ф | Квебек | Quebec | Жан-Поль Раселль |
1951 | ф | Маска мстителя | Mask of the Avenger | Коларди |
1951 | ф | Мой любимый шпион | My Favorite Spy | Тассо |
1951 | с | Видеотеатр «Люкс» | Lux Video Theatre | Янну (1 эпизод) |
1952 | ф | Вива, Сапата! | Viva Zapata! | Дон Нацио |
— | с | Сказки завтрашнего дня | Tales of Tomorrow | разные роли (2 эпизода) |
1953 | ф | Саломея | Salome | Миша |
с | Омнибус | Omnibus | герцог Олбани (1 эпизод) | |
с | Театр «Кемпбелл» | Campbell Playhouse | (1 эпизод) | |
— 1954 | с | Телевизионный театр «Крафта» | Kraft Television Theatre | (2 эпизода) |
1954 | ф | Великая ночь Казановы | Casanova's Big Night | дож |
1954 | ф | Бенгальская бригада | Bengal Brigade | раджа Карам |
1954 | с | Телевизионный театр «Моторолы» | The Motorola Television Hour | Мартин Борманн (1 эпизод) |
1954 | с | Опасность | Danger | (1 эпизод) |
1955 | ф | Адский остров | Hell's Island | Поль Арман |
1955 | ф | Прыжок в ад | Jump Into Hell | генерал Кристиан Де Кастрис |
1956 | тф | Приключения Марка Поло | The Adventures of Marco Polo | Николо |
1956 | с | Час «Юнайтед Стейтс Стил» | The United States Steel Hour | (1 эпизод) |
1956 | с | Кульминация | Climax! | Халлер (1 эпизод) |
1957 | ф | 27-й день | The 27th Day | инопланетянин |
1958 | с | Альфред Хичкок представляет | Alfred Hitchcock Presents | доктор Гандербей (1 эпизод) |
1958 | с | Театр в кресле | Armchair Theatre | джентльмен из общества (1 эпизод) |
1959 | с | Театр «Армстронга» | Armstrong Circle Theatre | (1 эпизод) |
1959 | с | Маркем | Markham | Рамик Сарид (1 эпизод) |
1960 | с | Сказки Ширли Темпл | Shirley Temple's Storybook | Белый костюм (1 эпизод) |
1960 | с | Стрелок | The Rifleman | Стиван Гризвальд (1 эпизод) |
1962 | с | Новое поколение | The New Breed | доктор Канадео (1 эпизод) |
1962 | с | Час Альфреда Хичкока | The Alfred Hitchcock Hour | Виктор Хартман(1 эпизод) |
1962 | с | Идти своим путём | Going My Way | мистер Фернандес (1 эпизод) |
1962 | с | Театр «Дженерал Электрик» | General Electric Theater | Феррини (1 эпизод) |
1964 | с | Шоссе 66 | Route 66 | король(1 эпизод) |
1965 | ф | Убийца дураков | The Fool Killer | отец Споттс |
1965 | с | Правосудие Берка | Burke's Law | генерал Кабрал (1 эпизод) |
1965 | с | Агенты А.Н.К.Л. | The Man from U.N.C.L.E. | Нубар Телемакян (1 эпизод) |
1965 | с | Конвой | Convoy | Дегава (1 эпизод) |
1966 | ф | Гамбит | Gambit | Абдул |
1966 | с | Шоу Джона Форсайта | The John Forsythe Show | Дюваль (1 эпизод) |
1966 | с | Ларедо | Laredo | капитан Анри Деклер(1 эпизод) |
1966 | с | Звёздный путь | Star Trek | Антон Каридиан (1 эпизод) |
1966 | с | Девушка из А.Н.К.Л. | The Girl from U.N.C.L.E. | Иман Аббас (1 эпизод) |
1967 | ф | Скачки золотых быков | The Caper of the Golden Bulls | мистер Шанари |
1967 | кор | Планирование коммунального убежища | Community Shelter Planning | Джон, комиссар |
1967 | с | Дэниэл Бун | Daniel Boone | Энтони Бедлоу (1 эпизод) |
1967 | с | Временное пространство | The Time Tunnel | Малек (1 эпизод) |
1967 | с | Манкиз | The Monkees | Видару (1 эпизод) |
1967 | с | Мистер Потрясающий | Mr. Terrific | Виктор / доктор Челси (1 эпизод) |
1968 | с | Бонанза | Bonanza | вождь Одинокое копьё(1 эпизод) |
1971 | тф | Гидеон | Gideon | Иоас |
1974 | тф | Да, Вирджиния, Санта-Клаус есть | Yes, Virginia, There Is a Santa Claus | сержант Малдун (голос) |
1976 | с | Серпико | Serpico | Тиллер (1 эпизод) |
1978 | с | Остров фантазий | Fantasy Island | шейх (1 эпизод) |
1979 | с | На пороге ночи | The Edge of Night | Дэвид Хенсон (10 эпизодов) |
Примечания
- ↑ (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 17 сентября 2020.
- ↑ (англ.) . The Brooklyn Daily Eagle (21 апреля 1940). Дата обращения: 17 сентября 2020. 18 августа 2020 года.
- ↑ Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 17 сентября 2020. 1 мая 2021 года.
- ↑ (англ.) . The Los Angeles Times (19 декабря 1989). Дата обращения: 17 сентября 2020. 18 августа 2020 года.
- ↑ (англ.) . Internet Broadway Database. Дата обращения: 17 сентября 2020. 28 июля 2020 года.
- (англ.) . The Evening Sun, Baltimore (23 апреля 1931). Дата обращения: 17 сентября 2020. 15 сентября 2018 года.
- Jo Ranson. (англ.) . The Brooklyn Daily Eagle (19 февраля 1932). Дата обращения: 17 сентября 2020. 15 сентября 2018 года.
- Jo Ranson. (англ.) . The Brooklyn Daily Eagle (4 января 1933). Дата обращения: 17 сентября 2020. 15 сентября 2018 года.
- (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 17 сентября 2020. 25 июня 2022 года.
- (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 17 сентября 2020. 25 октября 2021 года.
- (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 17 сентября 2020. 21 октября 2020 года.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 17 сентября 2020.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 17 сентября 2020.
Ссылки
- на сайте IMDb
- на сайте AllMovie
- на сайте Turner Classic Movies
- 2021-06-05
- 1