Овальный портрет
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет Генриетты Зонтаг» — картина французского художника Ипполита (Поля) Делароша из собрания Государственного Эрмитажа .
Генриетта Зонтаг (1806—1854) — немецкая оперная певица, выступала в 1824—1830 годах; вышла замуж за графа Росси и оставила сцену, однако с 1848 года возобновила выступления.
Певица изображена по пояс в тёмно-коричневом платье с большим украшением в виде креста на груди и с чёрными бусами . Считается, что это костюм Донны Анны из оперы Моцарта «Дон Жуан» — одна из лучших ролей Зонтаг, принёсшая ей мировую славу. Справа вверху находится трудноразличимая подпись художника и дата: P. DelaRoche 1831 .
Как следует из подписи художника, картина написана в 1831 году. До 1917 года находилась в Санкт-Петербурге в неустановленной частной коллекции, после Октябрьской революции была национализирована и поступила в Государственный музейный фонд. В конце 1920-х годов картина предполагалась к продаже за границу и была передана в контору «Антиквариат» , однако продажа не состоялась и с 1933 года она находится в Эрмитаже . Выставляется в здании Главного штаба в зале 307 .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём очерке французского искусства XIX — начала XX века весьма писал:
Деларош не приукрашивает черты модели. Ему незачем прибегать к грубой лести в духе Пьера Грассу . Он так умеет подчеркнуть болезненную «интересность» лица, что взгляд больших грустных глаз приобретает неотразимую привлекательность для каждого любителя психологизированной живописи .
Фактически эрмитажная картина является уменьшённой авторской копией поколенного портрета Генриетты Зонтаг, исполненного Деларошем в 1828—1830 годах и имевшего размеры 146 × 114 см. В 1831 году этот портрет выставлялся в Парижском салоне , а в 1850 году художник подарил его самой Зонтаг.
В 1882 году американским художником Смитсоновском музее американского искусства (инвентарный № 1971.174) ; также известна гравюра французского художника Жирара .
с него была сделана гравюра на дереве (16,2 × 12,4 см), один из сохранившихся отпечатков имеется вСам портрет в 1890 году поступил в собрание Галереи новых мастеров в Дрездене . Во время Второй мировой войны эта картина не была эвакуирована и в феврале 1945 года погибла при бомбардировке Дрездена союзниками.
В отличие от дрезденской картины на эрмитажном полотне Деларош к облику Зонтаг добавил чёрные бусы .