С
1910
учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, графику в школе преподавал И. Я. Билибин.
В
1912
—
1915
бесплатные частные уроки Л. Британишскому давал
П. П. Чистяков
(письма Л. Британишского к П. П. Чистякову хранятся в фонде П. П. Чистякова в ГТГ).
С
1918
одновременно учился в Свободных художественных мастерских (б. Академия Художеств), в мастерской
К. С. Петрова-Водкина
. Уроки живописи по фарфору брал у С. Чехонина. Академию Художеств окончил в
1923
(протокол о присуждении диплома
9 мая
1923
— в архиве Академии Художеств).
Деятельность
В
1917
март-апрель член общества «Молодое искусство». В
1924
участвовал в выставке молодых художников Ленинграда. С
1926
один из членов-учредителей общества «
Круг художников
». Участвовал в выставках «Круга художников» в
Ленинграде
.
В
1926
—
1928
работал экскурсоводом в Русском музее. В
1928
—
1930
член общества «Октябрь». С
1932
член Союза Художников.
В
1937
—
1941
консультант по народному и самодеятельному искусству в Ленинградском областном управлении по делам искусств, в эти годы преподавал в изостудиях в Ленинградской области. Осенью
1941 года
участвовал в окопных работах и в спасении ценностей
Эрмитажа
. Из блокады выехал в марте
1942
.
В
1942
—
1943
жил в Сибири. В 1943/1944 учебном году замдиректора по учебной части в Уральском художественном училище в
Свердловске
. В Ленинград вернулся в
1945 году
.
После
1956
участвовал в выставках как акварелист, график, керамист.
Брат — Григорий Романович (Гирш Рувелевич) Британишский (1895—1965), кардиолог, основатель кардиологического отделения Больницы Ленина (Покровской больницы), заведующий кафедрой в Ленинградском институте усовершенствования врачей им. С. М. Кирова. Его сын —
(1923—1988), конструктор и исследователь в области телевизионной техники.
Память
Персональные посмертные выставки в
1983 году
— в Доме писателя в Ленинграде, в
1991 году
— в государственном музее "Царскосельская коллекция" в г. Пушкине, в
1997 и в 2012 годах
— в Музее Ахматовой в Петербурге.
Литература
Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Том 2. М. Искусство. 1972 (в заметке много ошибок, в том числе в датах, неточностей и упущений, но есть подробности, которые трудно найти где-либо в других источниках)
Л. Британишский Дневник 1913—1915 годов (публикация, вступительная заметка, примечания В.Британишского) /Звезда 1997 № 6, сс.160-182
Объединение «Круг художников».1926-1932.СПб Palace Editions 2007 (с.6 автопортрет, с.92 репродукции живописи, с.139 графика, с.174 биографическая заметка и фотография)
А.Н. Каск Искусство видеть Гоголя: визуальные интерпретации повести "Нос" (Виталий Горяев, Эммануил Визин, Лев Британишский)//Искусство книги и гравюра в художественной культуре / Российская гос. б-ка; [сост.М.Е.Ермакова].—М.: Пашков Дом, 2014, сс.314—320. (в тексте статьи опубликованы три литографии Льва Британишского из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина)
Лев Британишский Дневник 1913—1915. Публикация, вступительная заметка и примечания Владимира Британишского. СПб. Алетейя 2014.
Гос. Трет. Галерея (несколько графических работ из коллекции книговеда и искусствоведа А. А. Сидорова)
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина
Государственный литературный музей в Москве (автолитографии по мотивам повести Н. В. Гоголя «Нос»)
Российская национальная библиотека в Москве (автолитографии)
Музей А. С. Пушкина в Москве (блюда по мотивам пушкинских сказок)
Примечания
1 Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд «Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932)». Справочник. Изд-во Чернышева. Петербург. 1992 с. 121