Mcowkin
- 1 year ago
- 0
- 0
Флориан Ильич Юрьев ( укр. Флоріан Ілліч Юр’єв ; 11 августа 1929 , Киренск , Киренский округ , Сибирский край , РСФСР , СССР — 11 сентября 2021 , Киев ) — советский и украинский художник , архитектор , искусствовед , мастер-художник скрипичных музыкальных инструментов. Занимался изучением и развитием цветописи . Заслуженный работник культуры Украины (2009). Кандидат искусствоведения (1974). Член Национального союза художников Украины (1970), Национального союза архитекторов Украины (1956).
Родился 11 августа 1929 года в городе Киренск Иркутской области, куда был сослан его отец — биолог Илья Захарьин-Юрьев. Мать — Мария Ивановна Большак, эвенка . Отец покончил жизнь самоубийством после третьего ареста . Детство и юношеские годы Флориана Юрьева прошли в лагерях и посёлках ГУЛАГа , где он начал заниматься скрипкой и изучать поэзию. Окончил школу в конце 1940-х годов, поступил в Иркутское художественное училище , обучаясь одновременно на изобразительном и музыкальном отделениях . В 1947 году выступил в Москве с докладом о синтезе искусств .
В 1948 году музыкальная фантазия «Боярин Орша», написанная Юрьевым для альта , была исполнена на Олимпиаде молодых музыкантов Сибири, где получила первую премию. Столкнувшись с низким качеством звучания скрипок, продававшихся в магазинах, Юрьев в 1948 году изготовил свою первую скрипку . В 1950 году переехал в Киев и поступил на архитектурный факультет Киевского художественного института , обучаясь в мастерской Владимира Заболотного и Евгения Катонина .
После окончания вуза, с 1956 по 1976 год работал в , где прошёл путь от старшего до главного архитектора . В 1974 году стал кандидатом искусствоведения, защитив диссертацию по теме: «Цветной текст в искусстве книги» в Московском полиграфическом институте .
С 1976 по 1991 год — преподаватель факультета графики Киевского отделения Украинского полиграфических института имени Ивана Фёдорова , где читал курс «Художественное цветоведение» . В 1980 году написал докторскую диссертацию, которая не была допущена к защите в полиграфическом институте из-за обвинения в формализме. В начале 1990-х годов Юрьев начал обучение ремеслу изготовления скрипок и одновременно брал уроки композиции и вокала .
С 1991 года — научный сотрудник Института экогигиены токсикологии имени Л. Медведя АМН Украины .
В 1992 году в США провёл мастер-классы для американских скрипичных мастеров .
Основатель и вице-президент Международной Академии «Modus coloris», председатель Ассоциации мастеров-художников по изготовлению смычковых музыкальных инструментов, глава научно-исследовательской лаборатории Национального всеукраинского музыкального союза. С 1956 года — член Союза архитекторов Украинской ССР , с 1970 года — член Национального союза художников Украины , с 1992 года — член Национального всеукраинского музыкального союза, член Национального союза композиторов Украины , Ассоциации скрипичных мастеров-художников Украины, Международной ассоциации колористов .
Проживал в Лесном массиве Киева . Скончался 11 сентября 2021 года .
В знак уважения к родному городу Киренску , Юрьев подписывался как «Флориан да Киренги» ( итал. Florian da Kirengi ) . Занимался изучением цветописи (передачи цвета языком художественного произведения) .
Старт его творческой деятельности совпал с периодом « хрущёвской оттепели » в середине 1950-х годов. После начала кампании борьбы с абстракционизмом его нефигуративные живописные композиции, представленные на выставке работ молодых архитекторов в Киеве, были уничтожены в 1962 году. Его этюды были выполнены акварелью на тему «свето-музыкального кино» без конкретного изображения предметов. Юрьев старался объединить искусство цвета, музыки и кино в единое целое. Критики тех лет писали о его работах как о схематичных, утверждая, что они «не вызывают никаких чувств» .
Одним из первых в Украинской ССР начал писать о роли цвета в архитектуре. В 1962 году в статье «Музика кольору» («Музыка цвета»), опубликованной в журнале «Наука і життя», Юрьев представил свою авторскую концепцию «цветовой гаммы» из 16-ти цветов и способ записи цветомузыкальной партитуры. Считал, что «цветомузыка» является не только средством передачи живописи на язык музыки, но и может служить самостоятельным видом искусства. В начале 1960-х годов Юрьев написал монографию «Музыка света», которая была издана лишь спустя десятилетие из-за обвинения автора в абстракционизме .
В соавторстве с Борисом Довганем стал автором герба Киева , служившего символом города с 1969 по 1995 год .
Автор ряда моделей скрипок .
Юрьев известен своими работами в стиле советского архитектурного модернизма . Его неосуществлённым проектом стал Дворец Дарницкого шёлкового комбината (1969). Юрьев выполнил проект жилого массива № 17 в микрорайоне « Нивки ». Среди осуществлённых проектов архитектора в Киеве отмечаются следующие :
Соавтор мемориальной доски художнице Алле Горской ( Терещенковская улица, 25 ) и ( Вознесенский спуск, 20 ) . Вместе с Борисом Довганем стал автором аннотационной доски Николаю Матеюку (бронза, барельефный портрет), установленной в 1983 году на улице Николая Матеюка .