Interested Article - Тарнопольский, Владимир Григорьевич

Владимир Григорьевич Тарнопольский ( 30 апреля 1955 , Днепропетровск , Украинская ССР — российско-украинский композитор и педагог.

Один из активных реформаторов музыкальной жизни Москвы постсоветского периода, художественный руководитель крупных российских и международных музыкальных проектов, главной идеей которых было преодоление культурной самоизоляции и интеграция российской музыки в общеевропейский и мировой культурный контекст.

Биография

С детства сочинял музыку, самостоятельно осваивал основы композиции. После учебы в Днепропетровском музыкальном училище им. Глинки (1970–1973) по классам фортепиано (педагог М.А. Александрова) и теории музыки изучал композицию в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у Николая Сидельникова , а гармонию, форму и полифонию у Юрия Холопова ( 1973 1980 ).

Особая роль в композиторском формировании Тарнопольского принадлежит Эдисону Денисову , который давал ему первые профессиональные советы и рекомендации еще по переписке, а впоследствии в консерватории стал его педагогом по инструментовке, сохранив, при этом определенное влияние и в вопросах сочинения. В студенческие годы Тарнопольский вошел в так называемый «денисовский круг» композиторов, занимавших альтернативную позицию по отношению к официальным установкам советской идеологии и составивших в конце 1980-х инициативное ядро творческой группы АСМ-2. Его дипломное сочинение — Концерт для виолончели с оркестром (1980) — было включено дирижером Геннадием Рождественским в абонементный цикл концертов «Из истории русской музыки» .

В 1987 году в Пальчеве ( Польша ) был участником мастер-класса под руководством Луиджи Ноно , от которого получил теплое напутствие и ценнейший подарок — авторскую партитуру только что законченного сочинения No hay caminos, hay que caminar… Andrej Tarkowskij (Нет дорог, надо идти... Андрею Тарковскому, 1987).

С 1981 года преподавал композицию в Московском музыкальном колледже имени М. М. Ипполитова-Иванова . С 1992 по апрель 2022 года — профессор кафедры композиции Московской консерватории. Многие его ученики получили известность и стали призёрами международных композиторских конкурсов. В 2003 году по его инициативе в Московской консерватории была создана Кафедра современной музыки (заведующий кафедрой до 2017), на которой были разработаны учебные курсы по истории новой музыки для музыковедов, анализу современных партитур и новейшим исполнительским техникам для композиторов и исполнителей.

В апреле 2022 года переехал в Германию; ныне является приглашенным профессором Мюнхенской высшей школы музыки и театра . Проводит проекты также и в других консерваториях.

Ученики

Хана Аджиашвили, Ольга Бочихина, Михаил Бузин, Георгий Дорохов , Орхан Гашимов, Себастьян Еликовский-Винклер, Ольга Раева, Антон Сафронов, Александра Филоненко, Алла Кессельман, Владимир Горлинский, Джамилия Джазылбекова, Николай Хруст, Баласагын Мусаев, Роман Пархоменко, Павел Поляков, Феликс Профос, Кирилл Широков, Мадлен Стыскаль, Рамазан Юнусов и др.

Фестивали и конкурсы

Тарнопольский — участник многих международных фестивалей современной музыки, среди которых фестиваль Acht Brücken Köln, фестиваль «Альмейда» в Лондоне , Beethovenfest в Бонне , Мюнхенская оперная биеннале, Berliner Festwochen, Dresdner Tage fur Neue Musik, Frankfurter Musikfest der Alten Oper, Ильхом-фестиваль ( Ташкент ), Holland Festival, Hommage aux Russes Paris, Huddersfield festival, фестиваль им. Кара Караева в Баку , Klangspuren ( Австрия ), La Biennale di Venezia, Make Music Together в Бостоне, фестиваль Manca ( Франция / Монако ), Mannes festival в Нью-Йорке , Schleswig-Holstein Musikfest ( Германия ), Tage fur Neue Musik Zurich, «Варшавская осень» , Wien Modern, The World Music Days of the ISCM, Нью-Йоркский фестиваль Sonic Boom, фестивали «Московская осень» , «Альтернатива», «Звезды белых ночей» ( Санкт-Петербург ), «Другое пространство» ( Москва ) и др.

В качестве члена жюри приглашается на международные конкурсы композиторов в России и за рубежом, в том числе на ISCM World Music Days (Дни музыки Международного общества новой музыки), Gaudeamus Music Week ( Амстердам ), конкурс Witold Lutoslawski ( Варшава ), конкурс Goffredo Petrassi ( Италия ), Gesualdo Reloaded (Италия), конкурс радио «Oрфей» ( Россия ), The Rivers Awards International Composition Competition ( Шанхай ), ряд конкурсов в США и в странах бывшего СССР .

Кураторская деятельность

В 1989 Тарнопольский выступил одним из инициаторов создания новой Ассоциации современной музыки (АСМ-2) — группы композиторов, которые на излете советской эпохи объединились против официальной советской эстетики и идеологии.

В 1993 году в Московской консерватории им основаны первый в России Центр современной музыки и ансамбль солистов «Студия новой музыки» , а в 1994 году — Международный фестиваль современной музыки «Московский форум» — единственный в России фестиваль, который ставил своей задачей не только выявлять актуальные тенденции в развитии новой эстетики и языка музыкального искусства, но и интерпретировать их в общественно-политическом дискурсе. В течение 30 лет здесь прошли фестивали современной музыки Германии, Франции, Италии, Австрии, Голландии, Польши, Швейцарии, которые стали важными событиями в музыкальной жизни России. В этих проектах состоялось более 1500 российских и мировых премьер сочинений русских и зарубежных авторов.

Такие долгосрочные проекты как «Красное колесо», «Неизвестная русская музыка XX века», «Россия-Германия. Главы истории музыки XX века», «Антология авангарда», «Спектры времени» (современная французская музыка), «Свобода звука!», «Европа глазами россиян, Россия глазами европейцев», «Призрак будущего» и другие получили широкий отклик в России и за рубежом.

Одним из главных направлений кураторской работы Тарнопольского стало воскрешение к жизни незаслуженно забытой музыки раннего русского авангарда. В ряде его проектов впервые прозвучали сенсационные находки — премьеры сочинений 1910-х — начала 1930-х годов, в том числе первая русская Камерная симфония Николая Рославца (1933), никогда не исполнявшиеся фрагменты оперы Дмитрия Шостаковича «Нос» (1928), сочинения Николая Обухова , Ефима Голышева , Ивана Вышнеградского , Артура Лурье , Евгения Гунста , Владимира Фогеля и др.

Тарнопольский являлся инициатором Международного конкурса молодых композиторов имени П. Юргенсона в Москве (с 2001), а также Международного конкурса Московской консерватории (с 2018).

Признание

Сочинения Тарнопольского звучат в России и за рубежом. Ему заказывали сочинения ведущие мировые музыкальные коллективы, оркестры и театры, среди которых: Ансамбль солистов Большого театра , Симфонический оркестр Баварского радио , Мюнхенский филармонический оркестр , Симфонический оркестр Мариинского театра , Симфонический оркестр Роттердамской филармонии , немецкие Ensemble Modern , Ensemble Musikfabrik , парижский Ensemble intercontemporain , голландский Schönberg Ensemble , Klangforum Wien и др.

Премьеры его оперных и сценических работ проходили в рамках оперной Мюнхенской биеннале, в Барбикан-Холле в Лондоне, на фестивале Beethovenfest в Бонне, на Rencontres Musicales d'Evian (Франция), на Фестивале современного танца в Амстердаме ( Нидерланды ), на Музыкальном фестивале в Бергене ( Норвегия ), на фестивале им. Кара Караева в Баку, в Мариинском театре Санкт-Петербурга, в Московском оперном театре им. К. Станиславского и В. Немировича–Данченко , в Камерном музыкальном театре под руководством Б. Покровского и др.

Музыка Тарнопольского звучала в исполнении таких известных музыкантов как Мстислав Ростропович , Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев , Владимир Юровский , Инго Метцмахер , Сильвен Камбрелинг , Рейнберт де Леу , Александр Лазарев , Наталия Гутман , Йенс Петер Майнц и др.

Владимир Тарнопольский был первым российским композитором, приглашенным в качестве профессора на Международные летние курсы новой музыки в Дармштадте (2010). Он регулярно проводит лекции и мастер-классы в России, Австрии, Китае, Германии, Великобритании, Нидерландах, Польше, Франции, Швеции, Швейцарии, Украине, США и других странах, включая такие университеты как Гарвардский , Оксфордский , Кембриджский и др.

Сочинения Тарнопольского были удостоены ряда премий, в том числе, Премии имени Дмитрия Шостаковича (Россия, 1991) и премии Пауля Хиндемита (Германия, 1991), International Rostrum of Composers award (2001). В качестве composer-in-residence он приглашался в крупнейшие институции современного искусства и науки, среди наиболее крупных — Civitella Ranieri (Италия, 2015), Берлинский Институт перспективных исследований (Wissenschaftskolleg zu Berlin, 2017–2018).

Является членом Саксонской Академии Искусств (Германия). Почетный профессор Государственной консерватории Узбекистана .

Творчество

Тарнопольский – автор нескольких опер , оркестровых, камерных и вокальных произведений. В звучании своей музыки он стремится достичь «новой эвфонии» (нового благозвучия), когда в возникающей «звуковой магме снимаются противопоставления консонанса и диссонанса, звука и шума, гармонии и тембра, акустических и электронных инструментов» . По мнению одного из журналистов, композитор, используя различные стилистические элементы, подразумевает одновременно и их внутренне-саморазрушающую критику; эта «музыка все время создает впечатление, что она сама размышляет о своем звучании с обзорной площадки, при этом, не только распознавая саму сонорику, но и, что еще важнее, сознательно оперируя ее смыслами» .

В своих сочинениях Тарнопольский часто объединяет художественный и политический дискурсы, подобно тому, как в своей кураторской деятельности он осуществлял это на протяжении многих лет посредством общественно-значимых инициатив в пространстве новой музыки России.


Сочинения

  • Партита (1972).
  • «Карпатские вариации» (1973).
  • «Свирель запела» для сопрано, флейты, альта и арфы (1973, текст А. Блока ).
  • Hommage à Joan Miro для арфы (1974).
  • Квинтет для флейты, гобоя , кларнета, фагота и валторны (1975).
  • «Итальянские песни» для сопрано и фортепиано (1976, текст А. Блока).
  • Струнное трио (1977).
  • Симфонический пролог для оркестра (1978).
  • Концерт для виолончели с оркестром (1980).
  • Симфония (1982).
  • Музыка памяти Дмитрия Шостаковича, коллаж для чтеца и камерного оркестра (1983, тексты А. Ахматовой , М. Матусовского , А. Межирова , Дж. Паттерсона).
  • «Покаянный псалом», концерт для хора, солирующей скрипки, органа и ударных (1986).
  • «Три грации», опера-пародия (1987, текст К.-М. фон Вебера ).
  • «Иисус, твои глубокие раны», хоральная прелюдия для струнного трио, ударных и ансамбля (1987).
  • «Бруклинский мост, или Мое открытие Америки», кантата для сопрано, тенора и оркестра (или большого ансамбля) (1988, текст Вл. Маяковского ).
  • «По прочтении музыкальных набросков Мусоргского », концерт для хора, солистов, чтеца и камерного оркестра (1989).
  • « », фортепианное трио с пением (1989, текст Г. Сковороды ).
  • Eindruck-Ausdruck. Hommage à Kandinsky (1989).
  • «Отзвуки ушедшего дня», трио для кларнета, виолончели и фортепиано (1990).
  • Per archi для квартета ударных (1990, памяти Луиджи Ноно ).
  • «Кассандра» для большого ансамбля (1991).
  • «Amoretto» для сопрано, 2 кларнетов, альта, виолончели и контрабаса (1992, текст Э. Спенсера ).
  • O, PÄRT — OP ART, инсталляция трезвучия для кларнета, скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1992).
  • «Полный безумия мир» для большого ансамбля (1993, текст К. Швиттерса ).
  • «Ох, эти русские… или Волшебный напиток», музыкальный фарс (1993, текст И. Масленниковой ).
  • «Дыхание исчерпанного времени» (1994).
  • «Сцены из настоящей жизни» для сопрано, флейты, валторны и фортепиано (1995, текст Э. Яндля ).
  • «Пейзаж после битвы» на тексты Дуинских элегий Райнера Мария Рильке для большого ансамбля, баритона и мужского хора (1995).
  • «…Ветер слов, которые он не успел сказать» для виолончели с оркестром (1996)
  • «В театр» для трех вокальных групп, оркестра и балета (1998, текст Э. Яндля).
  • «Когда время выходит из берегов», опера по мотивам А. Чехова (1999).
  • « Чевенгур » для сопрано и камерного ансамбля (2001, текст А. Платонова ).
  • « Блуждающие огни » для оркестра (2003).
  • «Правдивая история Золушки», музыкальная сказка для чтецов, детского хора, детского оркестра (любого состава) и камерного ансамбля (2003, текст Роальда Даля ).
  • «Маятник Фуко » для камерного оркестра (2004).
  • «Jenseits der Schatten» (По ту сторону тени), мультимедиа-опера (2006, по мотивам «Притчи о пещере» Платона, на тексты Данте, Леонардо, Ницше).
  • «Boxing Pushkin» сцена из (2007, совместно с Ольгой Бочихиной, Владимиром Горлинским, Алексеем Сюмаком, Николаем Хрустом).
  • «Eastanbul» для камерного оркестра (2008)
  • «Last and Lost» для камерного ансамбля (2010)
  • Redshift («Красное смещение») для большого оркестра и электроники (2013)
  • Tabula Russia для оркестра (2015)
  • «Портрет девушки с томиком Павезе» для сопрано и ансамбля (2015)
  • «Фанфары для фестиваля» для трубы и валторны (2015)
  • «Рассыпанные слова» для сопрано и фортепиано (2016)
  • Blue Shift («Синее смещение») для оркестра (2017)
  • Perpetuum Moebius для флейты, бас-кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (2017)
  • Be@thoven – Invocation (вслед 4 концерту Бетховена ) для оркестра (2017)
  • Study of Breath для виолончели соло (2018)
  • «Форсаж» для ансамбля (2020)
  • «Сто дней одиночества» для альта соло; версия для скрипки соло (2020)
  • «Тетрадь хоралов для сольных духовых» (2020–2021)
  • «Последний закат» для сопрано-саксофона, записи NASA звуков Земли и электроники (2021)
  • «Старая шкатулка из Грузии» для флейты и фортепиано (2022)
  • «Испанская серенада» для меццо-сопрано, флейты, скрипки, виолончели (ударных ad lib.) и фортепиано (2022)
  • Out of Step. Out of Time. March to Stay Still для фортепиано (2023)
  • Danse macabre для оркестра (2023)

Примечания

  1. (фр.) — 1996. — ISSN
  2. — 1808.
  3. . Дата обращения: 21 сентября 2023. 29 сентября 2023 года.
  4. . Дата обращения: 20 сентября 2023. 29 сентября 2023 года.
  5. . Дата обращения: 20 сентября 2023. 29 сентября 2023 года.
  6. . Дата обращения: 20 сентября 2023. 29 сентября 2023 года.
  7. . Дата обращения: 20 сентября 2023. 29 сентября 2023 года.
  8. . Дата обращения: 20 сентября 2023. 29 сентября 2023 года.
  9. . Дата обращения: 21 сентября 2023. 29 сентября 2023 года.
  10. Schulz, Reinhard. Schillerndes Klang-Chamäleon durch die Zeiten. Neue Musikzeitung, Juni, 1999, S. 33

Литература

  • Тарнопольский В. Мост между разлетающимися галактиками // Музыкальная академия , 1993. № 2.
  • Гальперович Т. Поставангард. Проблема гармонии (на примере пьесы В. Тарнопольского «Eindruck — Ausdruck») // MUSICA THEORICA. Сборник статей. Вып. 1. МГК, 1995. С. 122—132.
  • Ценова В. «Культурология» Владимира Тарнопольского // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994 (то же на англ. яз.: Tsenova V. The culturology of Vladimir Tarnopolski// Underground Music from the Former USSR/ Ed.by V.Tsenova. London: Harwood Publishers, 1997, p. 253-263)
  • Савенко С. Сумерки времен // Муз. Академия.-2000.N2.
  • Нестьева М. Тарнопольский В. Когда время выходит из берегов // Музыкальная академия, 2000, № 2.
  • Бочихина О. Seine proper harmony (из действительной жизни Владимира Тарнопольского) // MUSICA THEORICA: Сборник статей. Вып. 8 / Сост. Ю. Н. Холопов. МГК, 2002. С. 169—177.
  • Hiekel J.P. Vladimir Tarnopolski. Metzler Komponisten Lexikon. 2003.
  • Изотова Е. Проблема прочтения авторского текста (на примере сочинения В.Тарнопольского «Чевенгур») // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. М., 2003. С.162-171.
  • Баева А. Когда время выходит из берегов — опера В.Тарнопольского // Антология оперного творчества московских композиторов (вторая пол. XX века). Вып.1, М., 2003.
  • Савенко С. Владимир Тарнопольский: восхождение к зрелости // Музыка России: от средних веков до современности. Вып.1. -М.,2004.
  • Барбан Е. Контакты. Собрание интервью. СП, 2006.
  • Jenseits der Schatten. Das Interview Jens Neuendorf mit Vladimir Tarnopolski ueber die Oper «Jenseits der Schatten» (Beethovenfest 2006. Programmheft der Oper Bonn).

Ссылки

Источник —

Same as Тарнопольский, Владимир Григорьевич