Иван Глебович Соколов
(род.
29 августа
1960
(
1960-08-29
)
,
Москва
) — российский
композитор
,
пианист
и музыковед.
Биография
Родился в семье историка античного искусства
Г. И. Соколова
. В 1978 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных (класс фортепиано И. И. Наумовой). В 1983 году — Московскую государственную консерваторию по двум специальностям: как композитор — теоретико-композиторский факультет, композиторское отделение, класс профессора Н. Н. Сидельникова; как пианист — фортепианный факультет, класс профессора
Л. Н. Наумова
. В 1986 году окончил ассистентуру-стажировку Московской консерватории (руководитель — профессор Н. Н. Сидельников).
С 1990 года член
Ассоциации современной музыки
. С 1987 член
Союза композиторов СССР
, после распада СССР — член
Союза композиторов России
.
С 1994 года попеременно живёт в России и Германии, выступая с концертами, сочиняя музыку и занимаясь преподавательской деятельностью в России, странах Европы и Америки.
С 2012 года в Москве проводятся Соколовские фестивали, посвященные творчеству композитора, пианиста и музыковеда.
В декабре 2017 года в Государственном институте искусствознания состоялась защита кандидатской диссертации музыковеда и пианистки Натальи Ручкиной, посвященной творчеству Ивана Соколова, «Композиторское творчество Ивана Соколова: становление „простого“ стиля».
С 2018 года по творчеству И. Соколова проводится Международный мультимедийный конкурс пианистов и музыковедов «Земля и Небо».
Педагогическая деятельность
В 1988—1994 годах и с 2005 года по настоящее время преподаёт в
Московской государственной консерватории
. В 1988—1994 годах — на кафедре инструментовки и чтения партитур, с 2005-го — на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов. Ведёт курс «Теория музыкального содержания» (пианисты, струнники, аспиранты-иностранцы, теоретики)
Ведёт факультатив по фортепианной музыке XX—XXI веков, с 2007 года — на факультете исторического и современного исполнительского искусства (камерный ансамбль). С 2006 по 2011 преподавал в
Российской академии музыки имени Гнесиных
(класс специального фортепиано, ассистент В. М. Троппа). В 1986—1994 годах преподавал также в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории и в ДМШ при Музыкальном училище (композиция, импровизация).
Широкую известность получил авторский цикл лекций Ивана Соколова «От Баха до наших дней», состоящий из 300 выпусков. Цикл публикуется с 2019 года (каждую неделю новая лекция) на YouTube канале «ИВАН СОКОЛОВ. Лекции о классической музыке», а также в социальных сетях, в группах, посвященных классической музыке. Аудио версии лекций публикуются в виде подкастов на стриминговых сервисах
Apple Podcasts
,
Яндекс Музыка
.
Проводит лекции-концерты в музеях и концертных залах: Московской консерватории, Московской филармонии,Третьяковской галереи, Пушкинском музее, музее Скрябина, библиотеке искусств Боголюбова, музее Прокофьева, музее Васнецова и др.
На основании опроса газеты «Музыкальное обозрение» в 2021 году ему присвоено звание «Просветитель года».
Творчество
Большая часть музыки написана для фортепиано или вокальных и инструментальных ансамблей с фортепиано. В списке произведений есть и оркестровые композиции, и хоровые сочинения, и оперы.
Сочинения:
Оперы, сценические произведения
-
«Криптофоника» совместно с И. Юсуповой и С. Невраевым на собственное либретто композиторов (1995)
-
«Чудо любит пятки греть» («Бедный всадник») на стихи А. Введенского. Для певцов, ансамбля ударных инструментов и фортепиано (2000)
-
«Обезьяна и золотой мяч». Детская сказка для фортепиано и ансамбля музыкантов-актёров (2004)
Для оркестра
-
«Короткие послания и размышление о них» (2010)
-
«Концерт для фортепиано с оркестром» (2019 г.)
Камерные ансамбли
-
«Сон Ата» для флейты и фортепиано (1988)
-
«НепьYESа» для фортепиано, скрипки, виолончели и ударных (1989)
-
«О» для флейты и фортепиано (1990)
-
«Прогулки втроем» для двух фортепиано и флейты (1991)
-
«Вслушиваясь в смыслы» для флейты, виолончели, фортепиано и ударных (1992)
-
«Лето» для струнного ансамбля. В составе коллективного сочинения «Времена года»: «Весна», Цзо Чжэнь Гуань; «Лето», И. Соколов; «Осень», В. Мартынов; «Зима», А. Бакши (1994)
-
«Семь минус один» для солирующего инструмента (1998)
-
«Ноктюрн». Трио № 1 для фортепиано, кларнета и виолончели (1996)
-
«Разговоры». Трио № 2 для фортепиано, кларнета и виолончели. Для говорящих музыкантов. (1997)
-
«Воспоминание об алгебре» для фортепиано и кларнета (1997)
-
2 пьесы для скрипки и фортепиано (1997)
-
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (2000)
-
Концерт для скрипки, цимбал и струнного оркестра «20‘00»" (2000)
-
«Родина» для скрипки и фортепиано (2001)
-
Соната для виолончели и фортепиано (2002)
-
«Прощальная музыка» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Перформанс (2004)
-
«Шесть напутствий». (Секстет) Для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса. (2004)
-
Соната № 1 для скрипки и фортепиано. В 4-х частях (2005)
-
Соната для альта и фортепиано. Одночастная (2006)
-
Трио для скрипки, альта и виолончели (2009)
-
Квартет для скрипки, альта и виолончели и фортепиано (2010)
-
Соната для флейты, арфы и альта (2012)
-
Эскизы 26 пьес для фортепиано (2018)
-
13 постлюдий для альта и фортепиано (2018)
-
12 постлюдий для виолончели и фортепиано (2018)
-
Соната № 2 для скрипки и фортепиано (2018)
-
Соната для флейты и фортепиано (2020)
-
Соната для двух флейт и фортепиано (2020)
-
Трио №2 для скрипки, виолончели и фортепиано (2020)
-
«В осеннем лесу» для флейты и фортепиано (2000)
Музыка для голоса и инструмента
-
«Блаженство и безнадежность», 10 романсов на слова Ф. Тютчева (1986)
-
«13 и 7» для баритона и фортепиано (1991)
-
«Птичка в клетке» для флейты, фортепиано и голоса (один исполнитель) на стихи В. Хлебникова (1997)
-
-
Реквием на смерть пирожного «Мадлен» для голоса, органа и фортепиано на тексты Марселя Пруста (По направлению к Свану), Вадима Захарова и Ивана Соколова (1997). CD 1997. Наталия Пшеничникова (голос) и автор (фортепиано и орган)
-
«Вдруг» для скрипки, фортепиано и голоса (один исполнитель) (1998)
-
«Далекая дорога», 27 романсов на стихи А. Платонова (1999)
-
Романсы на сл. В. Брюсова и А. Фета для голоса и фортепиано (2017)
-
Более 150 романсов на стихи русских поэтов (1996—2004)
-
«Ты — ликами цветов» кантата для сопрано, флейты, гобоя, кларнета и фортепиано на слова Г. Айги (2020)
-
«Радужные бабочки» 50 детских песен для голоса (или хора) и фортепиано (2020)
Музыка для хора
-
Хоровой концерт «Деревья» на слова Н. Заболоцкого (1998)
-
2 хора на стихи Д. Хармса (1998)
-
«Богородице Дево, радуйся» (1999)
-
Херувимская (2002)
-
«Маргит». Для мужского хора. На текст греческого автора времен Гомера (2007)
-
Шесть стихотворений А. Фета (2010)
-
«Радужные бабочки» 50 детских песен для голоса (или хора) и фортепиано (2020)
Музыка для фортепиано
-
«Волокос» (1988)
-
«13 пьес» (1988)
-
«Книги на столе» (1989)
-
«Корабли в море» для двух фортепиано (1990)
-
«В небе» (1992)
-
«О жизни» (1992)
-
«О Кейдже» (1992)
-
«Звуки, буквы, числа» (1992)
-
«Рисуя в одиночестве» (1994)
-
«Мысли о Рахманинове» (1992)
-
«Вечерние птицы» (1999)
-
«Летний пейзаж» (2000)
-
«О, музыка!» (2004)
-
«Евангельские картины» 31 прелюдия, речитатив и эпилог (2012)
-
«Воспоминание» для фортепиано в 4 руки (2013)
-
Поэма (2014)
-
15 пьес для фортепиано по картинам Дитмара Боннена (2016)
-
«Эскизы» 26 пьес для фортепиано (2018)
-
«На холодных ветрах» фантазия для фортепиано (2021)
Для солирующих инструментов
-
«Звук в житии» для виолончели соло (1993)
-
«У стен разрушенного храма» для фагота соло (1993)
-
Элегия для альта соло (2001)
-
«В лугах. Серенький денек». Для кларнета соло и чтеца (ad libitum)
-
«В лугах. Осенний день». Для кларнета соло (2006)
Для ансамбля ударных
-
«С 10 по 30 сентября 1988 года» (1988)
-
«Что наша игра? — Жизнь!..» (1990)
-
«Игра без начала и конца» (1991)
-
«Маленькая гармоническая космограмма» (1991)
-
«Музыка к кинофильму». Инструкция для озвучивания немого фильма. (1992)
-
«Экспресс-интервью» (1995)
-
«Ка — 24 нонпрелюдии» (1995)
-
«Марко-космос» I—III (1998)
-
«В музее первобытного искусства» (2010)
-
«Светлые и печальные мелодии» (2010)
-
«Таинственная сага» (2011)
-
«Зимние пейзажи» (2015)
Для квартета
-
«Русско-немецкий квартет композиторов» В составе: Алексей Айги, Дитмар Боннен, Иван Соколов, Манфред Нихауз.
CD-альбомы
-
«Not only for…»: «Тайные письмена», «Волшебный варган»…
-
«Хармс»: «Бах — Дах»…
В декабре 2017 года в Государственном институте искусствознания состоялась защита кандидатской диссертации музыковеда и пианистки Натальи Ручкиной, посвященной творчеству Ивана Соколова, «Композиторское творчество Ивана Соколова: становление „простого“ стиля».
Концертная деятельность
Основной репертуар и география концертов
В репертуаре Соколова-исполнителя музыка разнообразных направлений:
барокко
,
классицизма
,
романтизма
, XX и XXI веков. Он осуществил премьеры сочинений многих современных композиторов.
Музыкант выступает как с сольными концертами, так и в камерных ансамблях и с оркестровыми коллективами.
Совместные выступления с музыкантами
Дирижёры: Г. Рождественский, А. Лазарев, А. Борейко, А. Рудин, А. Скульский, Д. Лисс, П. Баумгартнер, К. Цендер (Швейцария).
Пианисты: М. Аргерих, А. Рабинович, А. Любимов, А. Батагов, М. Дубов, К. Лифшиц.
Скрипачи: Т. Гринденко, В. Абрамян, К. Блахер (Германия), П. Копачинская (Швейцария), К. Бентлей (США), Д. Хопп (Англия).
Виолончелисты: Н. Шаховская, Н. Гутман, А. Ивашкин, С. Габетта (Швейцария), Д. Паркер (США), Д. Тонконогий (США).
Певцы: Л. Давыдова, А. Мартынов, Я. Иванилова, А. Гицба, Е. Брылева, А. Науменко, О. Бузина, Н. Бурнашева, И. Потапенко, А. Гибель (Германия), Е. Васильева (Франция).
Инструменталисты: А. Корнеев (флейта), Л. Михайлов (кларнет), В. Попов (фагот), М. Пекарский (ударные), Э. Бруннер (кларнет).
Премьеры сочинений композиторов
Э. Денисов. Концерт для клавесина, флейты и вибрафона с оркестром (1993, Люцерн, Швейцария)
Н. Сидельников. «Лабиринты», роман-симфония в пяти фресках для фортепиано (1996, Москва); «В стране осок и незабудок», 13 поэм для четырех голосов и фортепиано на слова В. Хлебникова (1986, Москва)
Н. Корндорф. Симфония № 3, партия солирующего фортепиано (1992, Франкфурт-на-Майне)
Т. Мансурян. «Осенняя песня № 2» для фортепиано и струнного оркестра (2005, Базель)
А. Рабинович. «Тибетанская молитва», партия фортепиано (1996, Копенгаген)
В. Екимовский. «Лунная соната» для фортепиано (1993, Франкфурт-на-Майне); «Посиделки» для двух фортепиано (1992, Москва, с М. Дубовым)
А. Вустин. «К пламени» для фагота и фортепиано (1992, Москва)
А. Шнитке. Соната для скрипки и фортепиано, соч. 1955 (2004, Лондон)
И. Юсупова. «Элегия» для фортепиано (1994, Москва)
А. Раскатов. «Dolce far niente» для виолончели и фортепиано (1991, Гамбург); «Время осыпающихся цветов» для ансамбля (2007, Сиэтл, США); «Утешение» для фортепиано (1993, Франкфурт-на-Майне)
П. Деклерк (Бельгия). Концерт для фортепиано с оркестром (Екатеринбург, 2002)
В. Шуть. «Музыкальное приношение» для фортепианного трио (1991, Гамбург)
Список нотных изданий (композиторские произведения)
-
Сочинения для фортепиано. М.: Композитор, 1997.
-
«Далекая дорога». Вокальный цикл на слова Андрея Платонова. М.: Композитор, 2002.
-
«Разговоры» для кларнета, виолончели и фортепиано. М.: Композитор, 2005.
-
«Фундамент разрушенного храма» для фагота соло. М.: Композитор, 2007.
-
Соната для скрипки и фортепиано. М.: Музыка, 2012.
-
«Евангельские картины» 31 прелюдия, речитатив и эпилог для фортепиано : нотное издание. М.: Музиздат, 2018
-
8 романсов на слова И. Бунина. М.:Музыка, 2019
-
Эскизы» 26 пьес для фортепиано. М.:Музыка, 2020
Научные труды. Издания. Публикации
-
Вадим Захаров. Иван Соколов. «Прогулки по липовым аллеям». Vadim Zakharov (Pastor Zond Edition), Берлин. 1998, 2016
-
Вадим Захаров. Иван Соколов. «Времена года. Ноты и фотографии». Vadim Zakharov (Pastor Zond Edition), Берлин. 2002, 2016
-
По направлению к Альтовой сонате // Музыкальная академия. −2006, № 3. -С. 42-48.
-
Тайный гений // Музыкальная академия.- 2006, № 4. -С. 128—133.
-
Инструментальный театр Ивана Соколова. Интервью с Мариной Воиновой // Трибуна современной музыки.- 2006, № 3. -С. 10-12.
-
В лабиринте себя не теряют — в лабиринте себя находят //
А. Хитрук
. 11 взглядов на фортепианное искусство. -М.: Классика-ХХI, 2007.- С. 103—130.
-
Чудо сотворения музыки // Лев Наумов. Воспоминания учеников, друзей и коллег. -М.: Дека-ВС, 2007. -С. 168—184.
-
О фортепианной музыке позднего Скрябина (в печати)
-
Воспоминания о Н. Сидельникове (в печати)
-
Со слов Волконского. Предисловие //
Дубинец Е.
Князь Андрей Волконский.
-
Партитура жизни. М., 2010.
-
Слово о Бартоке // Бела Барток сегодня. М., 2012
-
Время, окрашенное музыкой Шнитке // А. Шнитке в воспоминаниях современников. М., 2013.
-
Несколько мыслей о музыке Альфреда Шнитке (после исполнения Концерта для фортепиано и струнного оркестра) // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 9. М., 2014.
-
The Precise Music of Galina Ustvolskaya. Статья к CD: Все сонаты для фортепиано Галины Уствольской. Фирма Wergo, 2015.
-
Несколько мыслей о музыке Денисова // В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова : К 85-летию со дня рождения (1929—1996). М., 2015
-
Скрябин неделим // Современные композиторы говорят о Скрябине. М., 2017
-
Соколов И., Сутягин К.
Земля и Небо. Диалоги композитора и художника. М., 2018
Примечания
-
Ivan Sokolov // Архив изобразительного искусства
— 2003.
-
Ручкина Н.П.
(неопр.)
. Дата обращения: 25 сентября 2018.
25 сентября 2018 года.
Литература
-
Петров В. О.
Триптих «О Кейдже» Ивана Соколова: к проблеме театрализации исполнительского процесса // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской научно-практической конференции 12 апреля 2010 года. — Астрахань: АМК им. М. П. Мусоргского, 2010. — С. 98—101.
-
Петров В. О. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАНИФЕСТЫ ВИКТОРА ЕКИМОВСКОГО И ИВАНА СОКОЛОВА: О СООТНОШЕНИИ ТЕКСТА И МУЗЫКИ//ТЕХНИКА МУЗЫКАЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ В РАЗЪЯСНЕНИЯХ АВТОРА. Материалы международной научной конференции. 2016.- М.: Российская академия музыки им. Гнесиных.- С. 115—127
-
Хитрук А. Ф.
Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. — М.: «ИД КЛАССИКА-XXI», 2007.
-
Ручкина Н. П.
Композиторское творчество Ивана Соколова: становление «простого» стиля : автореф. дис. … канд. искусств. : 17.00.02. М., 2017.
-
Гарбуз О. В., Соколов И. Г. Новые формы существования музыки в синтетических проектах (1997—2007) художника-концептуалиста Вадима Захарова и композитора-пианиста Ивана Соколова//Постмодернизм в контексте современной культуры: Материалы международной научной конференции в рамках русско-французского проекта «День музыки Паскаля Дюсапена в Москве». М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. — С. 134—141.
-
Иван Соколов. Я себя по-прежнему называю композитором! //Музыкальная академия. 2005. № 1. С. 5-12.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|