Interested Article - Из Лебяжьего сообщают

«Из Лебя́жьего сообща́ют» — советский короткометражный фильм 1960 года , дипломная работа студента ВГИКа Василия Шукшина , ставшая его первым самостоятельным фильмом. Шукшин выступил в фильме не только как режиссёр и сценарист, но и сыграл одну из главных ролей. Фильм рассказывает об одном дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды .

Сюжет

Секретарь райкома Иван Егорович Байкалов вызывает к себе инструктора райкома Петра Ивлева и просит его поехать в Лебяжье — там не успевают убрать хлеб, а через три дня пойдут дожди: Ивлеву предстоит найти дополнительную технику и мобилизовать людей на авральную работу. В приёмной секретаря тем временем встречаются заикающийся механик Сеня Громов, который срочно разыскивает дефицитные коленчатые валы , и работник прилавка Евгений Иванович, который пришёл к Байкалову по вопросу о якобы незаконно начисленных алиментах , но получил суровый отпор. К Байкалову в кабинет заходит и Наумова, жена врача, — она просит секретаря воздействовать на её мужа, который завёл роман с другой женщиной. Из анонимной записки, которую прислали Байкалову, следует также, что жена Ивлева изменяет мужу с другим.

У Сени и Евгения Ивановича, которые вместе выходят из приёмной, завязывается беседа, и Сеня просит Евгения Ивановича помочь достать коленчатые валы. Когда тот соглашается, Сеня ведёт его в чайную , где угощает водкой, однако Евгений Иванович начинает ругать начальство и сомневаться в том, что коммунизм будет построен, после чего Сеня прогоняет его.

Вечером Байкалов идёт к Наумовым, где его уже ждёт приходившая к нему женщина. Байкалова удивляет, что, будучи педагогом по специальности, Наумова не хочет работать в деревне, куда распределили её мужа, а сидит дома. Приходит Наумов, и Байкалов спрашивает его, любит ли он другую женщину. Тот отвечает утвердительно. Байкалов просит Наумова подумать, прежде чем решаться на развод, и, выйдя на улицу, встречает Ивлева, который ещё не поехал в Лебяжье. Они разговаривают, а позже Байкалов заходит к Ивлеву домой и узнаёт, что тот выгнал жену из дома за измену. Байкалов вызывает Ивлеву машину, и тот едет в Лебяжье, с ним вместе едет и Сеня, которому удалось достать коленчатые валы.

Фильм заканчивается звонком Ивлева Байкалову из Лебяжьего, в котором Ивлев сообщает, что машины найдены и работа продвигается по плану.

В ролях

История создания

Ещё за два года до съёмок фильма Шукшин в письме брату делился своими планами о фильме про деревню: «Всё дело в сценарии. Задумал большую картину, писать сценарий буду сам. Разве штатные сценаристы лучше меня знают деревню? Да и мне нужно бы оживить свою память теперь и кстати отдохнуть от Москвы . Словом, я с некоторой бодростью смотрю вперёд» :64 . Сценарий Шукшина исходно назывался «Посевная» и неоднократно переделывался. В первоначальном сценарии, в частности, Грай (один из присутствующих в кабинете Байкалова) должен был предстать как «счастливый отец тройни» :42–43 , имелся эпизод «Разговор секретаря райкома с актёрами» :44 . Начальник Управления по производству фильмов министерства культуры СССР Игорь Рачук , однако, прислал отрицательный отзыв на сценарий, отметив, что «люди, с которыми нас знакомит автор, настолько не вызывают ни расположения, ни уважения, что, дочитав сценарий до конца, трудно найти в себе радость по поводу одержанной этими людьми производственной победы» :44 . По мнению рецензента, сценарий фильма «рассказывает нам по существу о том, через сколько грязных дел приходится перебраться руководителям района, с каким количеством жуликов и шкурников надо столкнуться честным людям для того, чтобы уборка была благополучно доведена до конца» :45 . После этого сценарий был переработан.

Сам Шукшин в теоретической части диплома указал, что сценарий задумывался «как рассказ о секретаре райкома во времени: что с ним случилось за восемь часов, то попало в рассказ», и что ему «хотелось сделать сценарий, который был бы как бы без начала и без конца» :49, 47 . При этом в заключении он признавался, что одним из недостатков фильма стало то, что он, «снимая, отошёл от сценария. Сценарий был лучше» :52 .

Фильм снимался в Волоколамске , хотя действие, скорее всего, происходит в одном из сёл на Алтае :212 . Место действия и фамилии персонажей фильма находят параллели и в других произведениях шукшинской «вселенной»: так, фамилия Байкалов встречается в романе « Любавины » и в фильме « Калина красная », а название Лебяжье носит деревня в рассказе «Земляки» :67 . В фильме также имеется перекличка с первым сборником рассказов писателя «Сельские жители» (ср. сюжет рассказа «Коленчатые валы») :255 . Леонид Куравлёв, исполнивший в фильме одну из ролей, говорил о том, что его персонаж Сеня Громов — эскиз к будущей роли Пашки Колокольникова из фильма « Живёт такой парень » :410 .

Спустя более полувека после съёмок фильм воспринимается как документальная видеозарисовка провинциального городка, быта и мировоззрения жителей хрущёвского периода правления. В киноленте показаны узнаваемые ныне и знаковые здания Волоколамска — Волоколамский кремль того времени (без купола Никольского собора и без ограды), районная администрация (ныне городская библиотека), сберкасса (ныне Волоколамское отделение политической партии «Единая Россия»), городские улицы и переулки частного сектора [ источник не указан 752 дня ] .

По мнению киноведа, исследователя творчества Шукшина Юрия Тюрина , в своём первом фильме Шукшин, стремясь к передаче естественного течения жизни, сознательно, возможно даже внутренне полемизируя с тенденцией «динамичного кинематографа», ограничивается элементарным набором выразительных средств :67 . На фоне других работ выпускников, диплом Шукшина смотрелся достаточно скромно, хотя и заслужил отличной оценки :59, 73 .

Заведующая отделом прозы журнала « Октябрь » Ольга Румянцева, семья которой дружила с Шукшиным и знала его только как начинающего писателя, вспоминала, что её дети побывали на защите его диплома и вернулись со словами: «Из Лебяжьего сообщают, что в небе советской литературы и кино взошла новая яркая звезда — Василий Шукшин!.. Един в трёх лицах!» Они также отметили, что руководитель диплома Михаил Ромм дал ему высокую оценку :267 :163–164 .

По воспоминаниям Александра Саранцева, товарища Шукшина, учившегося на операторском факультете ВГИКа на курс старше, через знакомых режиссёров Рениту и Юрия Григорьева удалось устроить встречу Шукшина с Сергеем Герасимовым . Шукшин, уже выпустившийся из ВГИКа, сидел в то время без работы и жилья. Посмотрев фильм, Герасимов сказал: «Ну что, старик... Прекрасно. Афористично. А эпизод у колодца — просто великолепен». После этого Герасимов пригласил Шукшина на «Мосфильм», и тот смог начать работу над первым полнометражным фильмом :401 .

Примечания

  1. Неясно, о каком именно населённом пункте идёт речь. В Алтайском крае , где разворачивается сюжет картины, такое название носят 5 населённых пунктов:
  2. Ю. П. Тюрин . Кинематограф Василия Шукшина. М.: Искусство, 1984.
  3. Василий Шукшин: жизнь в кино (Сборник документов) / Сост. и коммент.: Коротков И. А., Огнева Е. В., Фомин В. И. Барнаул: Гос. музей истории лит., искусства и культуры Алтая, 2009.
  4. Он похож на свою родину: Земляки о Шукшине / Сост. В. И. Ащеулов, Ю. Г. Егоров. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
  5. Горн В. Ф. Василий Шукшин: Личность. Книги. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.
  6. Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 6 кн. Кн. 5. Калина красная. М.: Надежда-1, 1998.
  7. О Шукшине: Экран и жизнь. / Сост. Л. Н. Федосеева-Шукшина, Р. Д. Черненко; Предисл. С. Герасимова. М.: Искусство, 1979.
  8. Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 6 кн. Кн. 2. Верую! Произведения 60-70-х гг. М.: Надежда-1, 1998.

Литература

  • Тюрин Ю.П. Иду в путь свой («Из Лебяжьего сообщают») // Кинематограф Василия Шукшина. — М. : Искусство, 1984. — С. 54—73. — 320 с.
  • Шестакова И.В. Выбор пути: «Из Лебяжьего сообщают» // Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В.М.Шукшина. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. — С. 10—25. — 179 с.
  • Касьянова О. «Из Лебяжьего сообщают»: Кино от колодца // Воспоминания о Шукшине / Сост. Л. Аркус, В. Степанов, А. Чечот. — М. : Фонд «Формула успеха» им. В.М. Шукшина, 2017. — С. 82—88. — 304 с.
  • Кириллова Н.Б. …Нравственность есть правда… Философия творчества Василия Шукшина // Парадоксы медийной культуры : избр. статьи. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 237—262. — 452 с.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • (глава из книги: Ю. П. Тюрин . Кинематограф Василия Шукшина. М.: Искусство, 1984.)
Источник —

Same as Из Лебяжьего сообщают