Interested Article - Тертерян, Авет Рубенович

Авет (Альфред) Рубе́нович Тертерян ( арм. Ավետ Ռուբենի Տերտերյան ; 29 июля 1929 , Баку 11 декабря 1994 , Екатеринбург ) — армянский советский композитор , педагог . Народный артист СССР ( 1991 ).

Биография

Родился в Баку , в семье, где ценили домашнее музицирование и оперное искусство. В бакинском доме Тертерянов, будучи в эвакуации, играл на рояле С. С. Прокофьев .

В 1948 1951 годах учился в Бакинском музыкальном училище . В 1951 году семья переехала в Ереван , где Авет продолжил музыкальное образование в Музыкальном училище им. Р. О. Меликяна (ныне ). В 1952 1957 годах учился в Ереванской консерватории , в классе Э. М. Мирзояна , у него же совершенствовался и в аспирантуре ( 1963 1967 ).

В 1970 1974 годах работал в Министерстве культуры Армянской ССР.

С 1970 года преподавал в Ереванской консерватории 1978 — доцент, с 1983 профессор кафедры композиции консерватории).

В 1960 1963 годах — секретарь, в 1963 1965 — заместитель председателя правления Союза композиторов Армянской ССР . С 1986 года — секретарь правления Союза композиторов СССР .

В 1980-х годах переехал в село Айраванк , на западном берегу озера Севан , Гегаркуникского марза Армении, где на вершине холма построил дом по своему собственному проекту. По винтовой лестнице он поднимался в свой кабинет, где и сегодня сохраняются предметы его личного пользования — рабочий стол, загруженный нотами, печка, кровать. Внутренним оформлением дома занимался сам маэстро. Об этой его наклонности знали и его близкие и родные в Ереване: в его столичной квартире можно увидеть мебель и другие предметы, сделанные его руками. Живя на берегу Севана, он полностью отключался от мирской суеты и всецело посвящал себя творчеству.

Широкое признание как композитор получил в 1980-х годах , когда его новаторские симфонии, отмеченные философской нетрадиционностью мышления и глубоким национальным колоритом, стали исполнять дирижёры Геннадий Рождественский , Александр Лазарев , Джансуг Кахидзе , . Эталонные образцы интерпретации музыки Авета Тертеряна дал армянский дирижёр Давид Ханджян , первый исполнитель симфоний № 1-4 (последняя посвящена ему). Среди других дирижёров симфоний Тертеряна — М. Аннамамедов , Д. Лисс , Л. Чкнаворян .

В 1990-е годы установились тесные творческие связи А. Тертеряна с немецкой музыкальной культурой, особенно в городе Галле .

В 1992 1993 годах вел мастеры-классы в Уральской консерватории ( Екатеринбург ). Свердловская филармония провела два фестиваля его музыки «Три вечера с Аветом Тертеряном» (декабрь 1994 ) и «Линии Авета Тертеряна» (май 2002 ).

Последний год прожил в Берлине ( Германия ).

Скончался 11 декабря 1994 года в Екатеринбурге ( Россия ). Похоронен в Ереване на Тохмахском кладбище.

Семья

Творческая деятельность

Основные произведения

  • 1948 — «Соловей и роза». Для голоса в сопровождении фортепиано. Стихи А. Пушкина . Посвящение «Анжеле Арутюнян».
  • 1950 — Прелюдия для фортепиано.
  • 1951 — Пьеса для скрипки и фортепиано. Посвящение «Георгию Аджемяну».
  • 1953 — «Днепр». Для бас-баритона в сопровождении фортепиано. Слова Т. Шевченко . Русский перевод М. Исаковского , армянский перевод А. Погосяна.
  • 1953 — «Одинокое дерево». Для четырехголосного хора a cappella. Слова О. Шираза .
  • 1954 — Пьеса для виолончели и фортепиано. Посвящение «Медее Абрамян».
  • 1954 — «Каждую ночь в моем саду». Для голоса в сопровождении фортепиано. Слова А. Исаакяна .
  • 1954 — «Ивушка». Для сопрано в сопровождении фортепиано. Слова А. Исаакяна.
  • 1955 — Соната для виолончели и фортепиано. В трех частях.
  • 1956 — «Как здесь хорошо». Экспромт для голоса в сопровождении фортепиано. Слова А. Толстого .
  • 1957 — «Перебирая даты». Для сопрано в сопровождении фортепиано. Слова С. Щипачева .
  • 1957 — «Позови, я приду». Для тенора или сопрано в сопровождении фортепиано. Слова О. Шираза.
  • 1957 — «Родина». Вокально-симфонический цикл для сопрано, баритона и симфонического оркестра.
  • 1958 — «Песни». Для хора в сопровождении духового оркестра. Слова Э. Манучаряна. Посвящение «Воспитанникам музыкальной школы-интерната».
  • 1959 — «Эстрадная песня». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра.
  • 1960 — «Революция». Вокально-симфонический цикл для сопрано, баритона и большого симфонического оркестра. Слова Е. Чаренца . В пяти частях.
  • 1962 — «Приди». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова В. Арутюняна.
  • 1962 — «Голубые глаза». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова .
  • 1963 — Квартет. Для двух скрипок, альта и виолончели (До мажор). В двух частях. Посвящение «Ирине Тиграновой».
  • 1963 — «Ты знаешь одна». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова О. Гукасяна.
  • 1964 — «Иди, потанцуем». Слова О. Шираза (части 1, 2, 3, 5) и О. Туманяна (часть 4). В пяти частях. Посвящение «Эдварду Мирзояну».
  • 1964 — «В поле золотом». Для баритона в сопровождении фортепиано. Слова О. Шираза.
  • 1964 — «Быть может, завтра». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова А. Вердяна.
  • 1964 — «Я жду опять тебя». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова А. Вердяна.
  • 1964 — «Осенний блюз». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова А. Вердяна. Посвящение «Яр-Кравченко Анатолию Никифоровичу».
  • 1965 — «Колыбельная моему городу». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова А. Вердяна.
  • 1965 — «Не верю я!». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова А. Вердяна.
  • 1967 — «Огненное кольцо». Опера в двух действиях, восьми картинах. Либретто В. Шахназаряна по мотивам повести Б. Лавренёва «Сорок первый» и стихов Е. Чаренца.
  • 1967 — «Шаракан». Для смешанного хора и симфонического оркестра (фрагмент из оперы «Огненное кольцо»).
  • 1967 — «Откуда знать тебе». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра. Слова А. Вердяна.
  • 1968 — «Женщине с зелеными глазами». Для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано. Слова Г. Эмина (перевод Е. Евтушенко ).
  • 1968 — «Эстрадная песня». Для голоса в сопровождении эстрадного оркестра.
  • 1969 — Первая симфония. Для медных, ударных, фортепиано, органа и бас-гитары. В четырёх частях. Посвящение «Тертеряну Рубену Борисовичу».
  • 1972 — Вторая симфония. Для большого симфонического оркестра, мужского голоса и смешанного хора. В трех частях. Посвящение «Тертерян Кармен Иосифовне».
  • 1972 — Симфоническая картина № 1. Для большого симфонического оркестра.
  • 1974 — «Фанфары». Для духовых и ударных инструментов.
  • 1974 — Музыка для двух фортепиано, трубы, ударных и скрипок. В четырёх частях.
  • 1975 — Третья симфония. Для большого симфонического оркестра, дудуков и зурн. В трех частях. Посвящение «Тертеряну Герману Рубеновичу».
  • 1975 — Симфоническая картина № 2. Для большого симфонического оркестра.
  • 1975 — Музыка для духовых и ударных инструментов, органеллы и двух фортепиано.
  • 1976 — Четвёртая симфония. Для большого симфонического оркестра. Посвящение «Давиду Ханджяну».
  • 1977 — «Гимн». Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра. Слова Г. Эмина.
  • 1978 — Пятая симфония. Для большого симфонического оркестра, каманчи и больших колоколов (звонницы). Посвящение «Геннадию Рождественскому».
  • 1979 — «Монологи Ричарда III». Балет в двух частях. Либретто Р. Капланяна и В. Галстяна по трагедии У. Шекспира « Ричард III ».
  • 1981 — Шестая симфония. Для камерного оркестра, камерного хора и девяти фонограмм с записью групп большого симфонического оркестра, хоров, клавесинов, колокольного перезвона. Посвящение «Тиграновой Ирине Георгиевне».
  • 1981 — «Резвятся мальчик с девочкой». Романс для голоса в сопровождении камерного оркестра. Слова А. Исаакяна.
  • 1984 — «Землетрясение». Опера в двух частях. Либретто Г. Штехер и А. Тертеряна по мотивам новеллы Г. фон Клейста «Землетрясение в Чили» (на немецком языке).
  • 1984 — Четвёртая симфония, новая редакция (тактированная).
  • 1985 — Хор a cappella. Для четырехголосного хора.
  • 1987 — Седьмая симфония. Для большого симфонического opкестра, дапа и магнитофонной записи. Посвящение «Александру Лазареву».
  • 1989 — Восьмая симфония. Для большого симфонического оркестра, двух голосов (сопрано) и фонограмм. Посвящение «Мураду Аннамамедову».
  • 1991 — Квартет № 2. Для двух скрипок, альта и виолончели.
  • 1994 — Девятая симфония (неоконченная). Для большого симфонического оркестра, хора и магнитофонных записей.

Музыка к фильмам

  • 1973 — «Хроника ереванских дней». Художественный кинофильм. Режиссёр Ф. Довлатян . Производство киностудии « Арменфильм » им. Амо Бекназаряна.
  • 1985 — «Всадник, которого ждут» («Господин разбойник»). В соавторстве с В. Рубашевским . Художественный телефильм в двух сериях. Режиссёр Д. Кесаянц .

Музыка композитора используется в фильмах:

Роль в фильме

  • 1991 — «Глас вопиющий» — эпизод

Награды и звания

Память

Комитас , Хачатурян , Сарьян , Тертерян, Спендиарян , Горки , Аветисян , Орбели , Симонян

Литература

  • Савенко С. Авет Тертерян: путь к глубинам звука. // Сб. «Музыка из бывшего СССР», вып.2. — М., 1996.
  • Тертерян Р. Авет Тертерян. — Ереван, 1989.
  • Птушко Л. А. Стиль симфоний Авета Тертеряна. — Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория, 2008. — 216 с.
  • Тертерян Р. Беседы с Аветом Тертеряном — Москва — Екатеринбург : , 2014—184 с.
  • Terteryan R. Conversations with Avet Terteryan — Moscow — Ekaterinburg : Armchair Scientist, 2015—172 p.

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 сентября 2014 года.

Ссылки

  • [www.kino-teatr.ru/kino/composer/ros/42361/bio/ Биография на сайте КИНОТЕАТР]
  • (англ.)
Источник —

Same as Тертерян, Авет Рубенович