Родился 6 января 1928 года в семье крестьянина села Большая Бокова Любашевского района Одесской области УССР
. Имя было выбрано по
святцам
. Отец — Калень (Каленик) Доломан (Долуман)
был неграмотным, мать обучалась в
церковно-приходской школе
и позже работала учительницей.
В
1934 году
пошёл в первый класс. К началу
войны
и приходу немцев в
1941 году
Евграф закончил 7 классов Боковской средней школы
:3
. Проживал на
оккупированной территории
и после её освобождения от немецких войск, в 1944 году, поступил в 8 класс
Любашёвской
средней школы
:33
. Однако тяжёлое материальное положение не позволило далее продолжить светское образование. По собственному признанию Дулумана, в вопросах веры и дальнейшего обучения в семинарии на него большое влияние оказал сельский священник отец Алексей
.
Церковная жизнь
Осенью
1945 года
Евграф поступил на Одесские Пастырско-богословские курсы, спустя год реорганизованные в
Одесскую духовную семинарию
. В это заведение принимали лишь по исполнении 18 лет, поэтому первые пять месяцев обучения, до своего дня рождения, Евграф посещал занятия без официального зачисления. Четырёхлетний курс обучения был пройден за два года
. По собственным словам, был глубоко верующим
, про своё отношение к религии в это время писал: «… я не только верил, я жил религией»
:40
.
В ходе обучения сомнения относительно правильности выбора достигли такого масштаба, что весной 1949 года Дулуман предпринял попытку вернуться к светской советской жизни
— подал заявление об уходе из
Московской духовной академии
. Но ректор, митрополит
Гермоген (Кожин)
, и ряд других академических наставников, в частности
Н. П. Доктусов
и, в первую очередь, протоиерей
Всеволод Шпиллер
(научный руководитель кандидатской диссертации) и протоиерей
Александр Ветелев
, а также товарищи по учёбе, например,
М. А. Денисенко
, убедили его остаться
:56
.
Сомнения в вере у Дулумана начались после чтения книг
Людвига Фейербаха
,
Фридриха Энгельса
и
Анатолия Луначарского
, против которых он не смог найти аргументов в церковной литературе
. В 1952 году Евграф Дулуман демонстративно покинул Саратовскую семинарию, окончательно разуверившись в религии
, о чём письменно уведомил вышестоящие церковные круги
и через СМИ — широкую общественность
. В одесском
обкоме КПСС
написал заявление о разрыве с религией
. В 1953 году вступил в
ВЛКСМ
.
После начала
хрущёвской атеистической кампании
был привлечён к публичной антирелигиозной деятельности. 24 марта 1957 года в газете «
Комсомольская правда
» опубликовал статью «Как я стал атеистом», где подробно рассказал историю своей жизни в Русской православной церкви, а также назвал причины своих сомнений в религиозной вере и уходе из семинарии. Про религию он писал, что она «несёт в себе дурман, который способен действительно опьянить некоторые не слишком сознательные головы». О
Причастии
,
молитвах
и
посте
Дулуман говорил, что «здравый смысл немедленно опровергает смысл религии»
.
C августа по ноябрь 1959 года работал в должности старшего методиста по атеистической пропаганде
Киевского планетария
, затем в 1959—1962 годах
Киевского областного отделения общества «
Знание
»
.
В 1965 году коммунистами кафедры научного атеизма и математического факультета рекомендован к вступлению в КПСС. Кандидат в члены КПСС с 1965 года, с 1966 года — член КПСС
:26—27
.
В 1974 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Религия как социально-исторический феномен»
, ему было присвоено учёное звание
профессора
.
В 1982 году перешёл на должность профессора кафедры философии
Украинской сельскохозяйственной академии
. В 1998 году был отправлен на пенсию, но продолжил преподавательскую деятельность.
Дулуман скончался 24 июня 2013 года вследствие
онкологического заболевания
. Прощание состоялось 26 июня 2013 года в Центре культуры и искусств Киевского политехнического института
. Похоронен на
Байковом кладбище
в Киеве.
Дулуман Е. К.
Антиохийская
и
Александрийская
богословские школы и их влияние на христологические споры IV—VI веков. — Московская духовная академия, 1950
Дулуман Е. К.
Главные партии англиканской церкви, их экклесиология и критика последней с православной точки зрения. Кандидатская диссертация. — МДА, 1951
Дулуман Е. К.
Почему я порвал с верой в Христа. — М.:
Госполитиздат
, 1958.
Дулуман Е. К.
Почему я перестал верить в Бога. — М.:
Госполитиздат
, 1959.
Дулуман Е. К.,
Танчер В. К.
Опыт конкретного исследования характера религиозных представлений. //
Вопросы философии
. — 1964. — № 6.
Дулуман Е. К.,
Танчер В. К.
Опыт конкретного исследования характера религиозных представлений // [опросы философии. — 1964. — № 10. — С. 118.
Дулуман E. K.
Научная критика идеи Бога и её значение для преодоления религиозных пережитков: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. / КГУ им. Т. Г. Шевченко. — Киев, 1965.
Дулуман Е. К.
,
Романец В. А.
Мотивация верующими своей религиозности и вопросы индивидуальной работы. / Индивидуальная работа с верующими. - М., 1967.
О критериях религиозности и типологии верующих (участники дискуссии:
Черняк В. А. Тепляков М. К.,
Угринович Д. М.
, Ярыгин А. Ф., Прокошина Е. С., Балтанов Р. Г., Кристев К., Дулуман Е. К., Ульянов Л. Н.,
Крывелёв И. А.
, Константинов С. Д., Кобецкий В. Д., Кулапина Т. И.,
Клибанов А. И.
,
Стойчев Т. С.
, Герасимов А. И.
). // Информационный бюллетень
ИНА АОН при ЦК КПСС
. 1968. № 2.
Дулуман Е. К.
Научный атеизм и борьба за мировоззрение масс. — К.:
Политиздат
, 1974.
Дулуман Е. К.
Духовная культура и религия. — Киев, Наукова думка, 1974 (соавтор и научный руководитель авторского коллектива).
Дулуман Е. К., Роменец В. А.
Мотивация верующими своей религиозности и вопросы индивидуальной работы. - С. 82—90. / Индивидуальная работа с верующими. Изд. 2-е. — М., 1974. — 197 с.
Дулуман Е. К.
Религия как социально-исторический феномен: Автореф. дис. на соиск. учен. степени д-ра филос. наук (09.00.06). /АН УССР. Объедин. совет Ин-та философии и Ин-та государства и права. — Киев, 1975. — 45 с.
Дулуман Е. К., Гараджа В. П., Зоц В. А., Коротков Н. Д. и др.
Атеизм и религия в современной борьбе идей. — Киев: Политиздат Украины, 1975. — 492с.
Дулуман Е. К.
Атеизм в современной борьбе идей. — Киев: Политиздат, 1976.
Дулуман Е. К., Роменец В. А.
Мотивация верующими своей религиозности и вопросы индивидуальной работы // Индивидуальная работа с верующими. — М.: Мысль, 1977. — С. 82-90.
Дулуман Е. К., Кирюшко Н. И., Яроцкий П. Л.
Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения. — Киев: Наукова думка, 1980.
Дулуман Е. К.
Кризис религии в современных условиях. — Киев: Вища школа, 1982.
Дулуман Е. К., Колодный А. Н.
Обрядность как важнейший элемент сельского быта. // Социальные проблемы развития села. Сборник статей.- Мелеуз, 1982. – С.115-119.
Дулуман Е. К., Зазюн Н. Ф.,
Шинкарук В. И.
Атеизм и духовная культура. / Под общ. ред.
Зоца. В. А.
Межресп. фил. Ин-та науч. атеизма, Акад. обществ. наук при ЦК КПСС в г. Киеве — Киев: Вища шк., 1985. 437 с.
Дулуман Е. К., Заглада А. А.
Методологические и методические аспекты критики религиозного мировоззрения (В помощь пропагандисту научного атеизма). / Общество "Знание" УССР, Респ. дом науч. атеизма. - Киев: Б. и., 1986. - 34 с.
Дулуман Е. К.
Духовная культура и религия. — Киев: Вища школа, 1986
(автор раздела)
Дулуман Е. К., Глушак А. С.
. — Симферополь: Таврия, 1988.- 184 с.
ISBN 5-7780-0017-0
.
Дулуман Е. К.
Теорема о смысле жизни человека. // Філософські дослідження. Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. — Випуск 4. — Луганськ, 2003. — С. 168.
Дулуман Е. К.
Не принуждайте граждан верить в Бога фундаменталистов. // Марксизм и современность. 2006, № 1-2 (35-36). С. 75.
Дулуман Е. К.
Свобода от религиозного фундаментализма.// Марксизм и современность. 2006, № 1-2 (35-36). С. 220.
Дулуман Е. К.
Современные дарвинисты против религии // Марксизм и современность. 2006, № 4 (38). С. 54.
Дулуман Е. К.
Число зверя. // Открытия и гипотезы: научно-популярное издание. - Киів: ТОВ "Інтелект Медіа". — 2007. — № 7. — С. 28—33. ISSN 1993-8349.
Дулуман Е. К.
// Наука. Релігія. Суспільство. 2009, № 2. С. 253.
Дулуман Е. К.
// Наука. Релігія. Суспільство. / Держ. ун-т інформатики і штучного інтелекту; Відділ у справах релігій Донецької обл. держ. адміністрації. — Донецьк, 2009. — № 4. — С. 16—28. — ISSN 1728-3671.
Дулуман Е. К.
// Наука. Релігія. Суспільство. / Донецький держ. ін-т штучного інтелекту та інш. — Донецьк, 2010. — № 1. — С. 192—210. — ISSN 1728-3671.
Дулуман Е. К.
Религия среди факторов формирования социальной идентичности // Мат. XXVIII Міжнародної науково-практичної конференції «Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості». − Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта». − 2010. — 275с.
Дулуман Е. К.
История Пасхи. // Открытия и гипотезы: научно-популярное издание. — 2013. — № 5. — С. 27—28. ISSN 1993-8349.
Дулуман Е. К.
Откуда "Иисус"? Откуда "Христос" ? // Открытия и гипотезы: научно-популярное издание. — 2013. — № 10. — С. 24—31. ISSN 1993-8349
На украинском языке
Дулуман Є. К.
. — К.: ЦК ЛКСМУ, Молодь України, 1957.
Дулуман Є. К.
Чи був Христос (Популярна атеїстична Библиотечка). — К.: Держполітвидав, 1958. — 23с.
Дулуман Є. К.
Він був богоборцем-атеїстом. // Войовничий атеїст. — 1964. — № 2. — С. 31—33.
Дулуман Є. К.
Проти релігійного догмату. — К., 1963.
Дулуман Є. К.
Релігійний забобон і виховання — К., 1964. — 48 с.
Дулуман Є. К.
Бесіди з віруючими. Вип. 2-й. — К.: Знання, 1964.
Дулуман Є. К.
Мудрість бога? Ні, закономірність природи. К.: Знання, 1965. − 46 с.
Дулуман Є. К.
До питання про модернізм і консерватизм релігії. // Питання атеїзму. — Вип. І. — К., 1965.
Дулуман Є. К.
Я іду до віруючих — К., 1966. — 47 с.
Дулуман Є. К.
Мудрість Бога? Ні, закономірність природи. К.: Знання, 1966. — 48 с.
Дулуман Є. К.
Критика доказів існування бога. — К.: Знання, 1968.
Дулуман Е. К.
Каналы преодоления религии и задачи атеистического воспитания. // Советская школа. — 1968. — № 4. — С. 54—60. На укр. яз.
Дулуман Є. К., Веселый А. В., Коротков М. Д. та ін
. Духовна культура і релігія. Монографія. — АН УРСР, Ін-т філософії. — К.:
Наукова думка
, 1972. — 295 с.
(соавтор и научный руководитель авторского коллектива)
Дулуман Є. К.
Науковий атеїзм і боротьба за комуністичний світогляд мас. — К.:
, 1972. — 114с.
Дулуман Є. К.
Релігія як соціально-історичний феномен. — К.: Наукова думка, 1974
Атеїзм і культурний прогрес.— К.: Наукова думка, 1977
(автор раздела и научный руководитель авторского коллектива)
Колодний А. Н.
, Дулуман Є. К.
Індивідуальна робота з віруючими. Брошура. — Київ: Т-во Знання, 1981. — 46 с.
Колодний А. Н.
, Дулуман Є. К.
Атеїстична література видавництв України. Огляд видань // Комуніст України. — 1982. — № 3.
Дулуман Є. К.
Бесіди з віруючими з актуальних питань. — К.: Т-во Знання, 1982.
Дулуман Є. К.
Становлення і розвиток радянських обрядів та свят. — К., 1983. — 152с.
Дулуман Є. К. «Благочестиві» вигадки та історична дійсність: правда про запровадження християнства на Русі. (Серія V «Науково-атеїстична». N 5). — Київ: Т-во Знання УРСР, 1988.
Дулуман Є. К.
Слово про Біблію // Людина і світ: науково-популярний атеїстичний журнал. — 1990 — № 9 — С. 20.
Дурман Є К., Закович М. М., Калінін Ю. А.
Програма курсу «Історія і теорія релігії та атеїзму»: для вузів. Київський держ. пед. ін-т ім. О. М. Горького. — К.: КДПІ, 1991.
Дулуман Є. К.
«Отче наш» — молитва Господня, молитва всіх молитов. // Людина і світ: науково-популярний атеїстичний журнал. —1992 — № 4 — С. 8.
Дулуман Є. К.
Релігієзнавство як наука // Людина і світ. —1992 — № 5-6.
Дулуман Є. К.
«Отче наш» — молитва Господня, молитва всіх молитов. // Людина і світ: науково-популярний атеїстичний журнал. —1992 — № 7-8 — С. 2.
Дулуман Є. К.
Релігієзнавство як наука і навчальна дисципліна // Людина і світ. — 1992. — № 9-10.
Дулуман Є. К.,
Колодний А. М.
, Філіпович Л. О., Єленський В. Є.
Походження релігії. // Людина і світ. — 1992. — 11-12. — С. 22-24.
Дулуман Є. К.,
Колодний А. М.
, Філіпович Л. О., Єленський В. Є.
Первісні форми релігії. // Людина і світ. — 1992. — 11-12. — С.24 — 27.
Дулуман Є. К.
Буддизм — світова релігія // Людина і світ. — 1993. — № 1.
Дулуман Є. К.
Християнство як світова релігія // Людина і світ. — 1993. — № 2-3.
Дулуман Є. К.
Нікєе — цареградский символ віри // Людина і світ. — 1993. — № 2-3.
Закович М. М., Дулуман Є. К., Рибачук М. Ф.
та ін. Історія і теорія релігії та вільнодумства. Навчальний посібник. / Ред. проф.
М. М. Закович.
— К., 1996. — 256с.
Дулуман Є. К., Фомін В. М.
Взаємозвязок атеїстичного та морального виховання. — К., 1998. — 190с.
Дулуман Є. К.
Апокаліпсис відкладається: ідентифікаційні коди і число Звіра: нічого спільного // Пам’ять століть. — 1998. — № 5. — С. 24—30.
Дулуман Є. К.
Ісус Христос — ім’я і зміст слів // Людина і світ. — 1998. — № 7. — С. 40—45; № 8. — С. 45—49
Дулуман Є. К.
от 6 октября 2013 на
Wayback Machine
// Людина і світ. — 1998. — № 11-12. — С. 24—30.
Дулуман Є. К.
Християнство і духовна культура // Християнство і духовність: збірник матеріалів міжнародної наукової конференції циклу наукових конференцій Християнство: історія і сучасність. — К.: Знання, 1998.
Дулуман Є. К.
// Людина і світ. — 1999. — № 2. — С.34-38.
Дулуман Є. К.
// Людина і світ. — 1999. — № 3-4. — С. 13-21.
Дулуман Є. К., Закович М. М. та інші.
Релігієзнавство. Підручник для студентів вищих навчальних закладів. М-во освіти і науки України — К.: Вища школа, 2000. — 349 с. —
ISBN 966-642-012-0
.
Дулуман Є. К.
Євангельський Ісус Христос в контексті соціально-історичних реалій. // Християнство: контекст світової історії і культури. — Київ, 2000. — С. 94-100.
Закович М. М., Дулуман Є. К., Рибачук М. Ф.
та ін. Історія і теорія релігії та вільнодумства. Навчальний посібник. / Ред. проф.
М. М. Закович.
— Київ, 2001.
Дулуман Є. К.
Світогляд Т. Г. Шевченка: релігія і атеїзм. // Марксизм и современность. 2003, № 1-2 (24-25). С. 150.
Дулуман, Є. К.
,
Ісаєв В. Д.
Філософська пропедевтика. — Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2004.
Дулуман Є. К.
Філософська пропедевтика: курс лекцій: навч. посіб. / Державний ун-т інформатики і штучного інтелекту. — Донецьк: Наука і освіта, 2008.
Дулуман Є. К.
// Наука. Релігія. Суспільство. /Донецький держ. ін-т штучного інтелекту та інш. Донецьк, 2010. — № 2. — С. 224—243. — ISSN 1728-3671.
Дулуман Є. К.
Філософія: курс лекцій. / Нац. техн. ун-т України "Київ. політехн. ін-т". – К.: НТУУ "КПІ", 2013. - 236 c
На других языках
Dulumans J.K.
Kāpēc es vairs neticu dievam: bijušā teoloģijas kandidāta stāsts. Rīga: Latvijas Valsts izdevniecība. 1958. – 39 с.
Дулуман Е. К.
Защо престанах да вярвам в бога: Разказ на един бивш канд. по богословие. / Прев. от рус.: Надя Узунова. София: Изд-во на Бълг. ком. партия, 1959. - 43 с. - 3000 тир.
Дулуман Е. К.
Мыйла ме дугдi веруйтны енлы: богословие кузя вöвлöм канд-тлöн висьт. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1959. - 48 с.
Дулуман Е. К.
Малы мон инмарлы оскемысь дугди: Богословиея азьвыл кандидатлэн верамез. - Ижевск: Удмурт. кн. изд-во, 1959. - 44 с.
Duluman J. K.
Prečo som prestal veriť v boha: rozprávanie bývalého kandidáta teológie. / Ján Koscelanský. KV KSS. - Bratislava, 1962.
Редактор
Онищенко А. С.
Социальный прогресс, религия, атеизм. Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения / Отв. ред.
Дулуман Е. К.
; Ин-т философии АН УССР. - Киев: Наукова думка, 1977. - 344 с.
Яроцкий П. Л.
Кризис иеговизма: критический анализ идеологии и эволюции обыденного религиозного сознания. / Отв. ред.
Дулуман Е. К.
; Акад. наук Укр. ССР, Ин-т философии. - Киев: Наукова думка, 1979. - 301 с.
Закович Н. М.
Советская обрядность и духовная культура. / Под. ред.
Дулумана Е. К.
— Киев, Наукова думка, 1980.
Лисовенко Н. А.
Философия религии Марбургской школы неокантианства. / Ред.
Дулуман Е. К.
; АН УССР, Ин-т философии. - Киев: Наукова думка, 1983. - 96 с.
Сенчило В. Л.
Формирование научно-атеистических убеждений старшеклассников: Пособие для учителя. / Под ред.
Дулумана Е. К.
— Киев: Рад. шк., 1983. - 158 с.
Становление и функции советских обрядов и праздников: Сб. науч. тр. / АН УССР, Ин-т философии; Отв. ред.
Дулуман Е. К.
— Киев: Наук. думка, 1983. 152 с.
Бражник И. И.
Право. Религия. Атеизм. Правовое содержание научного атеизма. / Отв. ред.
Дулуман Е. К.
- Киев, 1983. - 206 с.
Возняк С. М., Кравец В. М. , Шпак З. В.
и др. Взаимосвязь атеистического и нравственного воспитания. / Отв. ред.
Дулуман Е. К., Фомин В. М.
— Киев: Наук. думка, 1983.
Козик П. З.
Раннее христианство: вымыслы и действительность. / Под ред.
Дулумана Е. К.
— Киев, Вища шк, 1987. 111 с.
Примечания
, Евграф Каленикович любил пошутить. Так, например, войдя в первый раз в студенческую аудиторию, он заявлял: фамилия моя Дулуман, а зовут меня еще хуже — Евграф Каленикович..
, Родом наш герой из украинского села в Одесской области, и настоящая его фамилия Доломан (доломан — так у казаков называли бурку). Но какой-то шибко грамотный секретарь сельсовета, невзирая на протесты, решил почему-то перекрестить хлопца в Дулумана. Кстати, он был не первый, поскольку к этому времени в фамилии уже была одна ошибка и она писалась Долуман..
По свидетельству Евграфа Дулумана, его фамилия Доломан была искажена при оформлении паспорта, см.
от 27 октября 2012 на
Wayback Machine
, Причём спорили между собой мы недолго и всё реже и реже, а вот что касается споров и диспутов с представителями церквей — то это стало даже некоторой традицией. Инициатором и основателем этой традиции был, разумеется, Евграф Каленикович Дулуман. И я считаю большой честью, что именно меня он выбрал в качестве постоянного ведущего этих диспутов..
, Что же касается отчества, то на самом деле отца звали даже не Каленик, а Калень. Впрочем, оба этих имени сугубо украинские..
↑
Дулуман Е. К.
Бог, Религия, Священники, Верующие и Атеисты. —
К.
: Феникс, 2012. — 480 с. —
ISBN 978-966-651-949-1
.
↑
, Сам Евграф Каленикович рассказывает, что явилась эта «судьба» в лице сельского священника отца Алексея, который с семьей снимал в их хате комнату. Священник попался грамотный, и в результате недолгих дискуссий радикальный, но весьма поверхностный атеизм семнадцатилетнего школьника (после освобождения от немцев Евграф Дулуман начал посещать восьмой класс в соседнем селе), как ветром сдуло. Особо убедительными ему показались аргументы, согласно которым множество великих учёных были религиозными людьми. Впрочем, был еще один фактор, который существенно усилил поповскую пропаганду - страшная бедность разоренного войной села. У матери (отец не вернулся с войны) просто не было средств для того, чтобы сын мог продолжать учёбу в школе. А в семинарии, нашёптывал добрый пастырь, бесплатно кормят и одевают..
↑
, Учился в семинарии Дулуман не просто хорошо, а очень хорошо (закончил за два года вместо положенных четырёх). Настолько хорошо, что священником после окончания семинарии он не стал, а был благословлен на продолжение учёбы в Московской духовной академии, где тоже добился выдающихся успехов, за что был оставлен при академии, успешно защитил кандидатскую диссертацию и был направлен на работу в качестве доцента и заместителя инспектора в Саратовскую духовную семинарию. Притом, всего за год работы успел заслужить благодарность патриарха..
, По долгу службы он начал штудировать атеистическую литературу, чтобы знать, как её опровергать. И если большинство популярных брошюрок опровергнуть было не очень сложно, то о труды таких атеистов, как Фейербах, Энгельс, Луначарский критик атеизма споткнулся очень крепко. Сколько не рылся он в церковной литературе, найти аргументов против этих критиков религии не получалось..
↑
Журавский А. В.
// Религия в России / Дискуссии. — 2001. —
Т. 10
.
17 апреля 2013 года.
, После окончания вечерней школы он подает документы на философский факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, но осторожное руководство отнюдь не спешит раскрыть двери этого известного вуза для бывшего духовного академика — мало ли что ему ещё взбредёт в голову! Поэтому оказывается Евраф Дулуман поначалу студентом Одесского торгово-экономического института, но мечты своей стать философом не покидает. В 1956 году по ходатайству ЦК ЛКСМУ (членом комсомола Дулуман стал еще в 1953 году) его переводят сразу на третий курс философского факультета им. Т. Г. Шевченко, который он закончил в 1959 году..
Выписка из постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода № 23 от 30 декабря 1959 года
// Что такое анафема. —
М.
: Издательство «Даръ», 2006. — С. 175-176. — 320 с. —
ISBN 5-485-00101-7
.
Биографии трёх отлучённых, упомянутых в постановлении Святейшего Патриарха и Священного Синода: Осипова, Далманского и Дулумана
// Что такое анафема. —
М.
: Издательство «Даръ», 2006. — С. 176-179. — 320 с. —
ISBN 5-485-00101-7
.
Боголюбов Д. И.
. // Журнал Московской патриархии. – 1950, октябрь. - № 10. – С. 12.
// Научно-популярный журнал «Пропаганда». — 27.06.2013.
Шкаровский М. В.
Русская Православная Церковь и советское государство в 1943-1964 годы. От «перемирия» к новой войне. — СПб.—М.: Dean+Adia. — 216 с.
Victoria Smolkin-Rothrock
.
от 26 августа 2014 на
Wayback Machine
A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in History in the Graduate Division of the University of California, Berkeley. 2010.