Interested Article - Обрядовое чучело

Сжигание чучела Масленицы в Белгороде , 2015 год
Символическое изгнание зимы и встреча лета. Моравия, 1887
Похороны Костромы на Русальной неделе . Рисунок с лубка. XIX в.
Чучело Мораны , славянской богини смерти, в Чешской Республике.

Чучело обрядовое ( обрядовая кукла ) — сооружённая из подручного материала, значительная по размерам антропоморфная (реже зооморфная) фигура; ритуальный предмет, по символике и обрядовым функциям часто параллельный ряженому персонажу и обрядовому деревцу .

В ходе соответствующего обряда его обычно уничтожают: «хоронят» ( похороны кукушки ), сжигают или топят, разрывают на части и разбрасывают (ср. Масленица , Марена , Кострома , Ярила , Купала ) .

Чучело Масленицы

Обрядовые куклы в древности делали не только похожими на человеческое тело, но и обязательно подчёркивались признаки присущие к тому или иному полу. Женский персонаж был с большой грудью, а мужской — имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их «наряжение» в одежду. Костюмы, например, у чучела Масленицы должен был быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на него надевали вывороченный мехом наружу тулуп. При всем этом, как солому для снопов (туловища и рук, или только для туловища) Масленицы, и одежду обязательно собирали в разных домах. Для чучела русалки резали ветки берёзы или клёна. Иногда даже покупали в складчину , считая чучело обрядовым символом всей деревни. В большинстве случаев, персонажу ещё и присваивали личное имя Капитолина Николаевна, Авдотья, Дуня, и т. д.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали кроме общедеревенского чучела, «семейные» небольшие куклы Масленицы. Домашние куклы, также подчеркивая признаки пола, обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углём, губы и щёки — свеклой. Обычно одевали в яркий нарядный костюм. Жители в Калужской губернии изготовляли на Масленицу до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, гуляли с ними по селу, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Часто такая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом .

У крестьян из Пермской губернии главным символом Масленицы была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали её с горки и по улицам деревни.

См. также

Примечания

  1. , с. 566.
  2. .
  3. . Дата обращения: 12 марта 2014. 12 марта 2014 года.
  4. . Дата обращения: 12 марта 2014. 12 марта 2014 года.

Литература

Ссылки

  • Адоньева С. Б. // Русский фольклор в современных записях. — 2008.
  • Соснина Н. Н. // РЭМ
  • // Праздники середины поста в Европе
Источник —

Same as Обрядовое чучело