Interested Article - Германия, год нулевой

«Германия, год нулевой» ( итал. Germania anno zero ) — заключительный фильм военной трилогии Роберто Росселлини , снятый в послевоенном Берлине в 1947 году .

Сюжет

Фильм повествует о судьбе одной немецкой семьи в лежащем после войны в руинах Берлине. Семья еле сводит концы с концами: их дом был разрушен, поэтому их подселили в другую, уцелевшую квартиру, чему хозяева, конечно, не рады. Отец (Эрнст Питшау) тяжело болеет и ничем не может помочь своей семье. Его сын Карл-Хайнц (Франц-Отто Крюгер) недавно вернулся из армии и скрывается, опасаясь, что его отправят в тюрьму за участие в военных действиях. Обеспечивать пропитание вынуждены самые слабые члены семьи: дочь Ева (Ингетрауд Хинце), проводящая вечера в барах с американскими солдатами, и 12-летний Эдмунд (Эдмунд Мешке), целыми днями слоняющийся по разрушенному городу в поисках еды и денег.

Во время одной из таких прогулок Эдмунд встречается с бывшим учителем — нацистом и педофилом . Тот читает ему ницшеанскую проповедь о том, что слабые и бесполезные должны умереть, и мальчик проецирует эти слова на своего отца. Старик и сам то и дело заводит речь о желании перестать быть обузой для семьи и отойти в мир иной. Раздобыв яд, Эдмунд бесстрастно подмешивает его в чай прикованного к постели отца. После смерти отца подростка начинает разъедать всепоглощающее чувство вины . Мальчик пытается отвлечься, присоединившись к играющим во дворе детям, но они убегают от него, как бы разгадав его тайну . Финальная сцена в остове разрушенного здания вошла в историю как «один из самых страшных эпизодов послевоенного европейского кино» .

В ролях

  • Эдмунд Мешке — Эдмунд
  • Эрнст Питшау — отец
  • Ингетрауд Хинце — Ева
  • Франц-Отто Крюгер — Карл-Хайнц
  • Эрих Гюне — учитель
  • Ганс Санген — господин Радемахер
  • Хайди Блэнкнер — госпожа Радемахер
  • Кристль Меркер — Кристель

Работа над фильмом

Фильм посвящён режиссёром памяти своего 8-летнего сына Романо, который умер незадолго до начала съёмок. Почти все роли сыграли непрофессионалы. Исполнителя главной роли Росселлини нашёл в семье немецких циркачей. Его поразило внешнее сходство мальчика с покойным сыном. Некоторые эпизоды основаны на воспоминаниях режиссёра о повадках сына; сюда относится, в частности, обращение мальчика с куском трубы как с пистолетом . Некоторые сцены фильма (в помещениях) снимались не в Берлине, а в Риме . Росселлини подолгу отсутствовал на съёмочной площадке, поэтому отдельные сцены снимали его ассистенты. Сам режиссёр говорил, что его в фильме интересует только финал.

Этический парадокс

В трактате «Enjoy your symptom!» философ Славой Жижек разбирает картину с позиций лакановского психоанализа . Совершая отцеубийство , Эдмунд не только исполняет завет своего демонического наставника, но и осуществляет прямо высказанное желание отца умереть . В его действиях высшая жестокость и холодный расчёт сочетаются с безграничной любовью и нежностью — способностью пойти на преступление ради исполнения воли отца. Парадокс в том, что, совершая убийство отца, Эдмунд сохраняет невинность и, можно сказать, приближается к святости . Величайшее преступление здесь приравнивается к величайшему самопожертвованию.

Художественное своеобразие

Пессимистичное настроение задают уже первые кадры, в которых ребёнок роет могилу на кладбище. Отличительные черты фильма — по-экспрессионистски контрастное освещение, резкость монтажных решений, сознательное снижение драматизма в сценах похищения яда и отравления, «назойливость» камеры, которая неотступно следует за главным героем . Фоном служат гигантские остовы разбомбленных зданий, которые лишний раз подчеркивают депрессивное состояние ребёнка, предвещая тревожные городские декорации в фильмах Антониони . Метафорически могут читаться и другие приметы этого мира, такие, как многочисленные осушенные фонтаны и назойливо громыхающие трамваи . Модернистское музыкальное сопровождение также работает на нагнетание чувства смутной тревоги.

Оценки

Влияние

  • Франсуа Трюффо снял фильм « 400 ударов » (1959), с которого начинается история Французской новой волны , под впечатлением от просмотра картины Росселлини . Трюффо считал, что Росселлини первым после Виго стал снимать детей без налёта сентиментальности .
  • Бернардо Бертолуччи числит «Год нулевой» среди трёх своих любимых фильмов и заявляет, что каждый его фильм представляет собой отцеубийство . В картине « Конформист » (1970) он также прослеживает связь между фашистскими преступлениями и психической травмой, нанесённой главному герою в детстве педофилом . Главный герой повторяет жест Эдмунда, приставляя к своей голове имитацию пистолета.
  • К почитателям фильма относит себя австрийский режиссёр Михаэль Ханеке . В его фильме « Белая лента », удостоенном « Золотой пальмовой ветви », также рассматриваются психологические истоки фашизма, то, как из социального зла прорастают зёрна зла в душах детей.

См. также

Примечания

  1. Действие происходит через год после падения нацистской Германии , то есть мальчик родился в тот год, когда Гитлер пришёл к власти в Германии, что, видимо, не лишено символического подтекста.
  2. Slavoj Žižek. Enjoy Your Symptom!: Jacques Lacan in Hollywood and Out. 2nd edition. Routledge, 2001. ISBN 978-0-415-92812-0 . Pages 35-37.
  3. Мих. Трофименкова
  4. от 4 ноября 2010 на Wayback Machine Дж. Розенбаума , приуроченная к выпуску фильма в рамках Criterion Collection (2010)
  5. Peter Brunette. Roberto Rossellini . University of California Press, 1996. ISBN 978-0-520-20053-1 . Pages 82-85.
  6. . Дата обращения: 19 декабря 2010. 25 мая 2011 года.
  7. . Дата обращения: 19 декабря 2010. 10 февраля 2015 года.
  8. . Дата обращения: 19 декабря 2010. 10 февраля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 19 декабря 2010. 18 апреля 2010 года.
  10. . Дата обращения: 19 декабря 2010. 6 мая 2013 года.
  11. . Дата обращения: 19 декабря 2010. 8 января 2011 года.
  12. Jeffries, Stuart (2008-02-22). . The Guardian . из оригинала 11 июня 2013 . Дата обращения: 18 октября 2008 .
  13. . Дата обращения: 19 декабря 2010. 8 января 2011 года.

Ссылки

Источник —

Same as Германия, год нулевой