Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Руш (фр. Jean Rouch , 31 мая 1917 , Париж — 18 февраля 2004 , Нигер ) — французский кинорежиссёр , этнограф ( антрополог ), инженер .
В сфере этнографии ( антропологии ) известен, прежде всего, как крупный специалист, обосновавший и последовательно внедривший в научный оборот методы визуальной антропологии — фиксации этнографического материала кинематографическими средствами. Однако фотография, киносъёмка ранее также применялись исследователями, впрочем, менее систематически.
В сфере киноискусства Жан Руш стоит у истоков такого значительного эстетического и концептуального направления в мировой культуре, как « синема верите » (cinéma vérité). Термин представляет собой дословный перевод на французский язык названия известной серии советских документальных фильмов «Киноправда» (1922—1924), выпущенных объединением КИНОКИ во главе с Дзигой Вертовым . Во Франции термин «синема верите» впервые введён социологом и теоретиком кино Эдгаром Мореном . Характерными чертами, определяющими стиль «синема верите», как правило, считают съёмку ручной камерой (без использования штатива), свободный монтаж, нарушающий нередко базовые принципы «комфортных стыков», применение методов наблюдения, невмешательства (документалиста) в жизнь героя, импровизационный метод (игровое кино) и т. д.
Влияние Жана Руша на кинематограф «Новой волны» отнюдь не исчерпывается формальными (стилистическими) аспектами. Его программный документальный фильм « Хроника одного лета » (1961, совместно с Эдгаром Мореном, приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале ) стоит в одном ряду со знаменитыми режиссёрскими игровыми дебютами «банды четырёх»: « Хиросима, любовь моя » (1958) Алена Рене , « На последнем дыхании » (1959) Жана-Люка Годара , « Четыреста ударов » (1959) Франсуа Трюффо , « Красавчик Серж » (1958) Клода Шаброля и др. . В этой картине Рушу удалось объединить методы этнографического фильма (визуальной антропологии) и документальной публицистики, создав фильм-манифест, в котором он развернул широкую критику культурной системы Франции и западной цивилизации в целом. В дальнейшем кинематографист включает в область своего внимания также и игровой кинематограф.
Руш считается основателем национального кинематографа Нигера, народ и культуру которого он высоко ценил, как и африканскую культуру в целом. В своем творчестве он неоднократно обращался к проблеме диалога культур : как в документальных («Я — негр», 1959, «Хроника одного лета», 1960), так и игровых («Мало-помалу», 1970) фильмах, поэтому не случайно имя режиссёра нередко упоминается в связи с актуальным сегодня «экологическим кинематографом».