Interested Article - Главоггер, Михаэль

Михаэль Главоггер ( нем. Michael Glawogger ; 03.12.1959, Грац , Австрия — 22.04.2014, Монровия , Либерия ) — австрийский кинорежиссёр -документалист, работы которого более 20 раз отмечены престижными международными наградами.

Биография

Михаэль Главоггер родился в 1959 году в Граце, Австрия. Учёбу начал в Институте искусств Сан-Франциско (с 1981 по 1982 год), продолжил в Венской киноакадемии (с 1983 по 1989 год). Специализировался на документальном кино . В 1995 году снял картину «Муравьиная улица» ( нем. Die Ameisenstraße ), которая получила национальную награду Viennale . Первой работой, получившей уже международную известность, стал фильм «Мегаполисы» ( англ. Megacities , 1998 год) о жизни четырёх городов — Мумбаи , Нью-Йорка , Москвы и Мехико . Он победил сразу на пяти международных фестивалях документального кино, включая Viennale и Международный кинофестиваль в Сан-Франциско . Лента « Смерть рабочего » ( англ. Workingman’s Death , 2005 год) принесла ещё 6 наград и 2 номинации на ведущих кинофорумах мира, включая Grierson Award на Лондонском кинофестивале и немецкий Deutscher Filmpreis . В этом фильме рабочие с Украины , из Индонезии , Нигерии , Пакистана для поддержания полунищенского существования своих семей должны идти на ежедневный риск. В картине «Слава блудницы» ( англ. Whores' Glory , 2011), выигравшей призы IndieLisboa International Independent Film Festival и 2 национальных кинонаграды Австрии, тема проституции рассматривается не только с точки зрения социального осуждения, но с самых разных, порой парадоксальных сторон.

Михаэль Главоггер снимал и игровое кино. «Трущёбные прогулки» ( англ. Slumming , 2006 год) получил приз на Ghent International Film Festival за лучший сценарий, а «Убей папочку на ночь» (в оригинале — нем. Das Vaterspiel , 2009 год) и «Контакт» ( англ. Contact High , 2009 год) были неплохо приняты критикой. Отдельно должна быть отмечена зарисовка режиссёра в альманахе « ».

Принимал участие в судействе международных профессиональных конкурсов: член жюри Московского МКФ 2008 года , председатель жюри МКФ « Послание к человеку » ( Санкт-Петербург , 2012 год).

Одной из последних работ Михаэля Главоггера стала полнометражная документальная лента в формате 3D о Российской государственной библиотеке из серии «Соборы культуры» (в работе над серией также принимали участие режиссёры Роберт Редфорд , и Вим Вендерс , в качестве руководителя проекта) . Фильм демонстрировался на Берлинале 2014 года .

Михаэль Главоггер в начале 2014 года работал в Африке, собирал материал для нового проекта. Уже почти год он путешествовал с двумя участниками съёмочной группы в минифургоне, сначала по Восточной Европе, а позже в Сьерра-Леоне , Гамбии , Сенегале . В Либерии режиссёр почувствовал серьёзное недомогание и был госпитализирован с первоначальным диагнозом брюшной тиф . Через три дня диагноз был скорректирован на малярию . За кинематографистом из Вены вылетел специальный авиарейс с высококвалифицированными медиками. Однако, во вторник 22 апреля 2014 года в 23-40 по дороге в аэропорт он скончался . Разница в часовых поясах стала причиной объявления некоторыми СМИ датой смерти Михаэля Главоггера 23 апреля.

Критика

Тематика лент кинематографиста позволили говорить о нём как о художнике, анализирующем влияние модернизации и глобализации на жизни и судьбы людей из низших социальных слоёв развивающихся стран . Эстетика социального вызова, обсуждение замалчиваемых тем позволили критикам неоднократно сопоставлять работы Михаэля Главоггера и Гуальтьеро Якопетти . На это Главоггер заявлял, что совершенно не знаком с творчеством итальянского документалиста . В специализированных изданиях сравнение работ австрийца с другими режиссёрами проводится неоднократно. Например, обозреватель журнала « Сеанс » находит общую тему исследований в картинах Михаэля Главоггера и финского режиссёра (в частности, в её ленте «Три комнаты меланхолии»). Это «архаичный магический ритуал», в первом случае в виде тяжёлого физического труда, иногда утратившего целесообразность, во втором — обряд вступления во взрослую жизнь североморских кадетов и подростков-сирот из Ингушетии . Но и в том, и в другом случае для героев картин все действия наполнены смыслом, а для режиссёров они остаются поэтической стихией, полумистической загадкой . Напротив, сравнение с фильмом голландки Йиску Рикелс «4 элемента» строится на контрасте. Она, анализируя тяжёлый труд пожарных России и шахтёров Германии, испытывает скорее эйфорию, некоторую «этнографическую экзотику» своих персонажей. Для Главоггера же главным в арсенале является шоковый эффект .

В анализах некоторых лент в адрес режиссёра звучали обвинения в сомнительной патетике и псевдо-отстранённости, которыми он пытался прикрыть тенденциозность :

Окидывая саркастическим взглядом привычный мир западноевропейской упорядоченности, в чужом пространстве он оказывается остро реагирующим на экзотику наблюдателем. Поэтому отбрасывая всякую строгость, Главоггер увлекается своими маргинальными тружениками, незаслуженно отдавая им героический статус.<...> Его гуманизм чужого мира связан не с реальным стремлением разобраться в бедах глобальной периферии, он производен от решительного неприятия привычной жизни центра <Европы>.

Избранная фильмография и награды

Год Русское название Оригинальное название Роль
1984 ф Tod eines Lesenden режиссёр
1989 ф Krieg in Wien режиссёр
1989 ф Die Stadt der anderen режиссёр
1995 ф Die Ameisenstraße режиссёр, сценарист. Приз Viennale (Вена) и Max Ophüls Festival (земли Саар , Германия)
1996 ф Kino im Kopf режиссёр
1998 док Megacities режиссёр, сценарист. Премии Viennale , , премия международного жюри
, в Австрии
2000 док Frankreich, wir kommen режиссёр, сценарист
2002 док Zur Lage: Österreich in sechs Kapiteln режиссёр, сценарист
2004 ф Nacktschnecken режиссёр, сценарист
2005 док Смерть рабочего Workingman's Death режиссёр, сценарист. Награды: CPH:DOX Award ( Копенгаген , Дания ), Deutscher Filmpreis
(Германия), специальный приз жюри (Испания), приз FIPRESCI
фестиваля документального кино в Лейпциге , премия Грирсона Лондонского кинофестиваля ,
приз МКФ в Ереване . Номинации: приз Гильдии режиссёров Америки (США) ,
Премия Европейской киноакадемии .
2006 ф Slumming режиссёр, сценарист. Приз Ghent International Film Festival за лучший сценарий,
номинация на Золотого медведя Берлинского кинофестиваля
2009 ф Das Vaterspiel режиссёр, сценарист
2009 ф Contact High режиссёр, сценарист
2011 док Whores' Glory режиссёр, сценарист
2011 ф 60 Seconds of Solitude in Year Zero режиссёр, эпизод
2013 док Cathedrals of Culture режиссёр одного из фильмов серии
2014 ф Landkrimi – Die Frau mit einem Schuh
2016 ф Hotel Rock’n’Roll (Drehbuch, posthume Veröffentlichung)
2017 док Untitled (Dokumentarfilm, posthume Veröffentlichung)

Примечания

  1. . Colta.ru (24 апреля 2014). Дата обращения: 24 января 2015. 28 января 2015 года.
  2. Лайфуров А. . Сноб (28 апреля 2014). Дата обращения: 25 января 2015. 11 февраля 2015 года.
  3. Leo Barraclough. (англ.) . Variety (23 апреля 2014). Дата обращения: 26 января 2015. 12 ноября 2020 года.
  4. Scott Roxborough. (англ.) . The Hollywood Reporter (23 апреля 2014). Дата обращения: 26 января 2015. 7 июня 2015 года.
  5. Дата обращения: 26 января 2015. 15 февраля 2015 года.
  6. Сычев С. . Искусство кино (ноябрь 2012). Дата обращения: 25 января 2015. 11 февраля 2015 года.
  7. Кувшинова М. . Сеанс (11 февраля 2014). Дата обращения: 25 января 2015. 11 февраля 2015 года.
  8. Плахов А. . Сеанс (№ 31). Дата обращения: 25 января 2015. 11 февраля 2015 года.
  9. Малов С. . Cineticle (выпуск № 14). Дата обращения: 25 января 2015. 3 июля 2014 года.
  10. Здесь и далее: при отсутствии названия фильма на русском языке в прокате перевод даётся в варианте от 4 марта 2016 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Главоггер, Михаэль