Interested Article - Хипплер, Фриц
- 2020-01-25
- 2
Фриц Хи́пплер ( нем. Fritz Hippler , 17 августа 1909 , Берлин — 22 мая 2002 , Берхтесгаден ) — немецкий организатор кинопроизводства в годы национал-социалистического господства, режиссёр антисемитского пропагандистского фильма « Вечный жид », рейхсфильминтендант (1942—1943).
Биография
Родился в Берлине в семье мелкого государственного служащего. Его отец погиб во Франции в 1918 году во время Первой мировой войны . Хипплер воспринял Версальский договор и его положения в отношении Германии как неоправданное унижение и отверг веймарскую демократию.
В 1927 году — ещё школьником — вступил в НСДАП (членский номер 62.133) . Позже изучал юриспруденцию в Гейдельберге и Берлине. Был членом студенческих сообществ Тевтония Гейдельберг и Арминия Берлин. В 1932 году стал оратором национал-социалистической партии.
В 1932 году был исключён из Берлинского университета за нарушение «академических обычаев и порядка» после того, как произнёс предвыборную речь с балкона университета и развернул флаг со свастикой. В начале 1933 года был назначен руководителем округа Берлин-Бранденбург в Национал-социалистическом немецком студенческом союзе . 19 апреля 1933 года приказом нового министра образования национал-социалистов Бернгарда Руста был повторно принят в университет. Этим декретом Руст отменил начиная с 1925 года «все дисциплинарные взыскания в отношении студентов за действия по национальным мотивам» .
10 мая 1933 года сыграл ведущую роль в акции сожжения книг на Оперной площади в Берлине . Позднее принял активное участие в дискуссии о направлении художественной политики. Поддержав антисемитскую направленность политики в области искусства и связанное с ней изгнание еврейских художников из музеев и галерей, в июле 1933 года на митинге Национал-социалистического студенческого союза в Берлине раскритиковал жёсткие меры против художников-экспрессионистов, таких как Эмиль Нольде , Эрнст Барлах и группа « Мост », произведения которых в некоторых партийных кругах были осуждены как дегенеративное искусство .
В 1934 году, защитив докторскую диссертацию, стал доцентом в Германской высшей школе политики в Берлине. С 1936 года работал помощником Ханса Вайдемана, отвечавшего в министерстве просвещения и пропаганды за производство кинохроники. В январе 1939 года занял должность Вайдемана. В августе 1939 года – в неполные тридцать лет – стал начальником отдела кино министерства просвещения и пропаганды. В феврале 1942 года Йозеф Геббельс назначил его рейхсфильминтендантом. Выполняя эти функции, Хипплер был одним из самых важных кинофункционеров после министра пропаганды. В его задачу входили руководство и контроль над кинопроизводством в Германии.
В 1938 году Хипплер получил звание гауптштурмфюрера СС. В 1943 году он уже был оберштурмбаннфюрером СС. По словам Файта Харлана , Хипплер любил носить свою униформу.
Выполняя функции чиновника министерства пропаганды, Хипплер также снял несколько фильмов в качестве режиссёра. Он отвечал за пропагандистский фильм «Поход в Польшу» (1940), а также за антисемитский фильм « Вечный жид » (1940). В статье по поводу этого фильма, опубликованной в журнале Der Film , он охарактеризовал евреев как «паразитов национального вырождения». «Вечный жид» должен был настроить и подготовить население Германии к приближающемуся Холокосту и демонстрировался на учебных занятиях полицейских подразделений и эсэсовцев. В 1940 году Хипплер получил от Гитлера специальную секретную премию в размере 60000 рейхсмарок .
В целом Геббельс мог положиться на своего молодого сотрудника. Тем не менее он часто жаловался на его недостатки. Ещё в 1939 году он писал в своих дневниках, что Хипплер был умным, но наглым и совершенно противоречивым. Он также отмечал его незрелость. Министр пропаганды неоднократно жаловался на дезорганизованность отдела кино под руководством Хипплера, который, по всей видимости, страдал от алкогольной зависимости . В июне 1943 года Геббельс наконец уволил Хипплера за недостатки в работе и злоупотребление алкоголем . Утверждение Хипплера в его мемуарах, что он был уволен, когда стало известно, что сценарий фильма « Мюнхгаузен » написал Эрих Кестнер , подвергшийся остракизму со стороны национал-социалистов, оказалось всего лишь извинительным заявлением . После увольнения Хипплер был также лишён звания СС, потому что, как выяснилось, он скрыл тот факт, что его прабабушка имела еврейское происхождение.
Хипплер был направлен в резервный стрелковый батальон в Штраусберге и прошёл курс пехотинца. Затем был освобождён от службы с оружием и до февраля 1945 года служил военным кинооператором. 3 мая 1945 года в Гамбурге был взят в плен англичанами .
По окончании Второй мировой войны был интернирован и приговорён к двум годам тюремного заключения.
Поскольку Хипплер считался компетентным в профессии и искренним в личных отношениях , он смог снова вернуться в кино, принимая участие – как правило, под псевдонимом – в создании документальных и индустриальных фильмов.
Помимо телевизионных обзоров для правоэкстремистской прессы, Хипплер написал ряд книг, в которых пытался опровергнуть исключительную вину Германии за начало Второй мировой войны и отчасти оправдывал антисемитизм национал-социалистов. Ответственность за фильм «Вечный жид» он возложил на своего работодателя Йозефа Геббельса, потому что он — Хипплер — вынужден был подчиняться приказам.
Фильмография
- Режиссёр
- 1938 – / Wort und Tat
- 1939 – / Der Westwall
- 1940 – / Feldzug in Polen
- 1940 – Вечный жид / Der ewige Jude
- 1943 — Евреи в Домброве / Juden in Dąbrowa
- Продюсер
- 1938 – / Gestern und heute
- 1941 – / Sieg im Westen
- 1943 — Евреи в Домброве / Juden in Dąbrowa
- 1944 – / Orient-Express
Библиография
- Betrachtungen zum Filmschaffen (нем.) / Mit einem Vorwort von C. Froelich und einem Geleitwort von E. Jannings. — 2. Auflage. — Berlin: Hesses Verlag, 1942.
- Die Verstrickung // Einstellungen und Rückblenden von Fritz Hippler ehemaliger Reichsfilmintendant unter Josef Goebbels (нем.) . — 2. Auflage. — Düsseldorf, 1982.
- Meinungsdressur? ein heiter-kritisches Fernsehtagebuch (нем.) . — Berg/Starnberger See: Kurt Vowinckel Verlag, 1985.
- Verbrecher Mensch? Beobachtungen des Historikers Johannes Scherr (нем.) . — Berg/Starnberger See: Türmer-Verlag, 1987.
- Schopenhauer heute – Denkanstöße und Kostproben (нем.) . — Berg/Starnberger See: Türmer-Verlag, 1988.
- Korrekturen. Zeitgeschichtliche Spurensuche, einmal anders (нем.) . — Berg/Starnberger See: Verlagsgesellschaft Berg, 1995.
- Einspruch euer Ehren – den Zeitgeist an den Pranger. Neue Nachrichten aus der deutschen Provinz (нем.) . — Berg/Starnberger See: Verlagsgesellschaft Berg, 1999.
Примечания
- ↑ Fritz Hippler // — 2005.
- Rainer Eisfeld (Hrsg.): Mitgemacht: Theodor Eschenburgs Beteiligung an "Arisierungen" im Nationalsozialismus, Springer VS, Wiesbaden 2016, S. 61.
- Michael Grüttner: Die Studentenschaft in Demokratie und Diktatur. In: Michael Grüttner u. a.: Die Berliner Universität zwischen den Weltkriegen 1918–1945. (= Geschichte der Universität Unter den Linden. Band 2). Berlin 2012, S. 237 f.
- Werner Treß: Wider den undeutschen Geist. Bücherverbrennung 1933. Parthas Verlag, Berlin 2003, S. 84.
- Das war ein Vorspiel nur …: Bücherverbrennung Deutschland 1933: Voraussetzungen u. Folgen. Ausstellung d. Akad. d. Künste vom 8. Mai – 3. Juli 1983. Medusa Verlag, 1983, S. 46 und Werner Treß: Wider den undeutschen Geist. Bücherverbrennung 1933. Parthas Verlag, Berlin 2003, S. 124.
- Paul Ortwin Rave: Kunstdiktatur im Dritten Reich. Hamburg 1949, S. 59ff.
- Ernst Klee: Das Kulturlexikon zum Dritten Reich. Wer war was vor und nach 1945. S. Fischer, Frankfurt am Main 2007, S. 251.
- Felix Moeller: The Film Minister. Goebbels and the Cinema in the Third Reich. Stuttgart/ London 2000, S. 53.
- Ernst Klee: Das Kulturlexikon zum Dritten Reich. Wer war was vor und nach 1945. S. Fischer, Frankfurt am Main 2007, S. 252.
- Heinrich Detering: Politisches Tabu und politische Camouflage in Erich Kästners Münchhausen-Drehbuch. 1942, In: Michael Braun Hrsg.: Tabu und Tabubruch in Literatur und Film. Würzburg 2007, S. 55.
- Fritz Hippler: Die Verstrickung. Düsseldorf 1982, S. 255.
- Felix Moeller: "Ich bin Künstler und sonst nichts." Filmstars im Propagandaeinsatz. In: Hans Sarkowicz (Hrsg.): Hitlers Künstler. Die Kultur im Dienst des Nationalsozialismus. Frankfurt am Main 2004, S. 135–175/141f.
- 2020-01-25
- 2