Хорватская партия права
- 1 year ago
- 0
- 0
Хорватская философия ( хорв. Hrvatska filozofija ) — это интеллектуальная традиция оформившаяся на территории Хорватии .
Истоки хорватской философии уходят в Средневековье, когда на территории Хорватии появились первые университеты в которых присутствовали философские факультеты. Задарский университет был основан в 1396 году , а Загребский университет — в 1669 году . Такие университеты учреждались под эгидой католической церкви, а языком преподавания в них была латынь . Ярким примером хорватского философа-схоласта является Степан Градич .
Тем не менее, ряд хорватских мыслителей ощущали свое родство с другими славянскими народами и придерживались умонастроения ( хорв. pokret ) названного позже панславизмом . Хорватский монах Вениамин в 1499 году принимает участие в создании славянского перевода Библии . Юрий Крижанич выдвигает проект объединения славян на основе общего языка , резко критикует «чужебесие» и «людодерство».
Европейская Реформация дала толчок литературе на национальных языках. Реформация в Хорватии представлена одинокой фигурой Матиаса Флациуса (Матея Влашича), который пытался привнести в лютеранство идею ортодоксии и критику синергизма . Хорватский философ XVIII века Руджер Бошкович выдвинул оригинальную теорию атомов как центров силы.
XIX век породил философию иллиризма ( Людевит Гай ), где Хорватия рассматривалась в контексте римского наследия ( Иллирия ). Волна панславистских настроений вывела хорватских мыслителей в авангард югославизма и югославской философии . Однако наряду с панславизмом в хорватской мысли присутствовали и этнонационалистические элементы ( Анте Старчевич ), которые привели в XX веке к появлению движения усташей .
В 1957 году в Загребе на базе Философского факультета Загребского университета появилось Хорватское философское общество ( хорв. Hrvatsko filozofsko društvo ), первым председателем которого стал В. Филипович . С 1964 года начал издаваться журнал «Praxis», вокруг которого выросла целая философская школа . Хорватские философы, приняв марксизм , тем не менее, сопротивлялись советской его версии. Человек ( хорв. čovjek ) в хорватской школе праксиса воспринимается не как рабочая сила, а как субъект свободной творческой деятельности ( хорв. djelatnost ) направленной на преобразование мира ( хорв. svijet ) и самого себя. Соответственно, истина ( хорв. istina ) воспринималась как результат подобной деятельности. На фоне других стран соцлагеря титовская Югославия отличалась наличием рыночной экономики, социал-демократическим уклоном и рабочим самоуправлением ( хорв. samoupravljanje ).