Фрейре, Оскар
- 1 year ago
- 0
- 0
Паулу Фрейре ( порт. Paulo Freire , 19 сентября 1921 , Ресифи , Бразилия — 2 мая 1997 , Сан-Паулу , Бразилия ) — бразильский психолог - педагог , теоретик педагогики .
Уроженец семьи среднего достатка из Ресифи ( Пернамбуку ), Фрейре познал голод и нищету в годы экономического кризиса 1930-х , когда тяжёлое экономическое положение не позволяло ему получить полноценное образование. В 1931 году семья перебралась в Жабоатан-дус-Гуарарапис .
В 1943 году Фрейре поступил в Университет Ресифи. Хотя он учился на юриста, много времени он уделял изучению философии (в особенности феноменологии ) и психологии языка. После выпуска он решил не работать по специальности, а стал учителем португальского языка в средней школе. В 1944 году он женился на Эльзе Майе Косте де Оливейре, с которой вместе работал в школе и воспитал пятерых детей.
В 1946 году Фрейре был назначен директором Отдела образования и культуры социальной службы штата Пернамбуку.
Свои идеи о философии образования он изложил в докторской диссертации, защищённой в Университете Ресифи в 1959 году. Там же он преподаёт историю и философию педагогики. В 1961 году Фрейре был назначен директором Департамента культурного развития в Университете Ресифи.
В 1962 году он получает возможность применить свою теорию на практике и обучает 300 неграмотных работников сахарных плантаций читать и писать за 45 дней. После этого бразильское правительство левоцентристского президента Жуана Гуларта одобряет создание тысяч подобных культурных кружков по всей стране.
В 1964 году , после правого военного переворота , диктатура запрещает их деятельность. Фрейре, христианский социалист, симпатизировавший Кубинской революции и левым движениям в стране, был арестован и заключён в тюрьму как «предатель», где находился 70 дней. После изгнания и кратковременного пребывания в Боливии , Фрейре 5 лет работает в Чили на местное христианско-демократическое правительство и ФАО при ООН , в том числе в Чилийском институте аграрных реформ над программой образования взрослых.
В 1967 году Фрейре публикует свою первую книгу «Образование как практика свободы» ( англ. Education as the Practice of Freedom ). За которой следует его самая известная книга « Педагогика угнетённых » ( порт. Pedagogia do Oprimido , англ. Pedagogy of the Oppressed ), впервые опубликованная в Португалии в 1968 году . В 1970 году книга была переведена на испанский и английский языки. В самой Бразилии книга была издана только в 1974 году в условиях ослабления авторитарного режима.
Проведя год в Кембридже (штат Массачусетс) , где он преподавал в педагогической школе Гарвардского университета, Фрейре перебрался в Женеву ( Швейцария ), где был специальным советником Всемирного совета церквей в вопросах образования. Кроме того, он консультировал левые движения, пришедшие к власти в бывших португальских колониях (в том числе в Мозамбике и Гвинее-Бисау ), в области создания образовательных систем и борьбы с неграмотностью.
На родину Фрейре смог вернуться только в 1980 году. Фрейре вступил в Партию трудящихся и отвечал за партийную программу ликвидации неграмотности среди взрослого населения Сан-Паулу с 1980 по 1986 год. Когда ПТ победила на муниципальных выборах 1988 года, Фрейре был назначен секретарём по образованию штата Сан-Паулу.
Паулу Фрейре работал в области народного образования и занимался философией образования, что позволило объединить не только классические подходы Платона , но и современную марксистскую критику и теорию борьбы с колониализмом . «Педагогику угнетённых» можно рассматривать как развитие или ответ на книгу Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые» ( фр. Les Damnés de la Terre ), в которой подчёркивается необходимость обеспечения коренного населения таким образованием , которое будет являться одновременно современным (вместо традиционного , патриархального) и анти-колониальным (а не просто насаждением культуры колонизаторов).
Среди представителей различных философских позиций, повлиявших на его мировоззрение, он называл следующие имена: « Сартр и Мунье , Эрих Фромм и Луи Альтюссер , Ортега-и-Гассет и Мао , Мартин Лютер Кинг и Че Гевара , Унамуно и Маркузе ».
По мнению Фрейре, диалог не заканчивается двусторонними отношениями между сторонами, поскольку он по-прежнему является частью мирового диалога, чтобы стороны пришли к мировому соглашению, как Фрейре часто говорил. Следовательно, сложно вести диалог между теми, кто выступает за мир и теми, кто против примирения; между теми, кто лишает других права на свободу слова, и теми, кто лишен этого права.