Святослав Ольгович
- 1 year ago
- 0
- 0
И́горь О́льгович (в крещении — Георгий ; в иночестве — Гавриил ; в схиме — Игнатий ; ? — 9 (по другим сведениям, 19) сентября 1147) — сын Олега Святославича , князя черниговского . Святой Русской православной церкви ; память: 5 (18) июня (перенесение мощей) и 19 сентября ( 2 октября ). Представитель династии Ольговичей — ветви Рюриковичей , происходящей от Олега Святославича . Князь Новгород-Северский (1139—1146), великий князь Киевский (1146) .
Когда старший брат Игоря Всеволод Ольгович захватил Киев (1139), он отдал Чернигов Давыдовичам, что вызвало возмущение Игоря и Святослава, и тогда они попытались выгнать Андрея Владимировича из Переяславля, но безуспешно.
Во время похода на Галич (1144) Всеволода и Игоря с союзниками местный князь Владимир Володаревич , чтобы избежать поражения, вступил в тайные переговоры с Игорем и обещал тому способствовать его утверждению в Киеве после смерти брата. При этом Изяслав Мстиславич был союзником Всеволода, а его принципиальный противник Юрий Долгорукий — союзником Владимира.
Перед своей смертью старший брат Игоря Всеволод Ольгович созвал киевлян в Вышгород и объявил младшего брата Игоря своим наследником. 1 августа 1146 года Всеволод умер. Неприязнь к Всеволоду, по всей видимости, послужила для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам.
Игорь, по завещанию покойного брата, вступил на великокняжеский престол, и киевляне на Угорском целовали ему крест (присягнули на верность). Новый князь обещал сменить тиунов — управителей дружины Всеволода, согласовывать с киевлянами назначение новых тиунов, а самих киевлян «имети в правде и любити». Но вскоре из-за нежелания Игоря сместить тиунов в городе началось недовольство. Киевляне тайно предложили престол переяславскому князю Изяславу Мстиславичу (внуку Владимира Мономаха и правнуку младшего Ярославича — Всеволода ) .
Под Киевом у Надова озера произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича , и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. «И розъграбиша кияне с Изяславом дружины Игоревы и Всеволожи: и села, и скоты, взяша именья много в домех и в монастырех» . Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года; был привезён в Киев и посажен в «поруб» (холодный бревенчатый сруб , без окон и дверей) . Его княжение продолжалось две недели. В порубе князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и согласно его воле постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре (постриг совершил Переяславский епископ Евфимий). Но князь выздоровел, оставшись иноком монастыря.
В 1147 году князь Изяслав с митрополитом и тысяцким созвал киевлян на вече к святой Софии . Киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей в связи с раскрывшимися планами захватить или убить Изяслава, решило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, особенно брат великого князя — Владимир Мстиславич — старались остановить бессмысленное кровопролитие. Восставшие ворвались в храм во время литургии , схватили молившегося пред иконой Божией Матери (впоследствии — «Игоревский» образ ; празднование — 5 июня) Игоря и повлекли его на расправу. Владимиру Мстиславичу удалось отбить Игоря у разъярённой совершенно неуправляемой толпы и довести до двора своей матери, но киевляне выломали ворота, вырвали Игоря из рук защитников, убили, а его обнажённое тело, привязав к ноге верёвку, выволокли и бросили на Бабином торжке . Даже мёртвое тело князя подвергли избиению и поруганию. На другое утро князь был погребён в монастыре святого Симеона на окраине Киева, родовом монастыре черниговских князей .
Л. В. Черепнин видел в расправе над Игорем борьбу горожан против складывающейся вотчинной системы наследования столов — киевляне не хотели быть «аки задничи» (принадлежащими заднице — наследству) у Ольговичей .
С точки зрения Б. А. Рыбакова , убийство князя Игоря, помимо общей нелюбви широких слоёв населения Киева к Ольговичам, было связано также с тем, что даже в куколе схимника он представлял реальную опасность для нового великого князя Изяслава Мстиславича. Так, спустя полвека племянник Изяслава Мстиславича — Рюрик Ростиславич был пострижен в монахи своим зятем Романом Мстиславичем (внуком Изяслава), но при повороте судьбы расстригся и снова стал князем. Игорь же прошёл все коронационные формальности и даже заключил « ряд » (договор) с киевлянами; была у князя и своя великокняжеская печать, на одной стороне которой был изображён святой Георгий , патрон Игоря, а на другой — святая София , покровительница Киева .
По мнению В. Я. Петрухина , киевляне предпочли одну ветвь княжеского рода — «володимерово племя», потомков Владимира Мономаха и Всеволода Ярославича — другой, черниговским Ольговичам. Поводом поддержать Изяслава против Игоря для киевлян послужило нарушение Игорем «поряда» с киевлянами, нежелание сместить старых тиунов. После вокняжения Изяслава князь и киевляне подозревали Игоря в сговоре с другими Ольговичами с целью возвращения на княжеский стол. Киевляне для оправдания своих деяний обращаются к предшествующему прецеденту — Киевскому восстанию 1068 года . Себя они считают поборниками законной княжеской власти, поскольку расправляются с Игорем как с врагом Изяслава Мстиславича, в отличие от восставших в 1068 году «злых людей», которые, напротив, освободили и возвели на престол противника законного князя, отчего «много зла бысть граду» . Игоря живым дотащили до княжьего двора и убили там, что имитировало княжий суд. Гибель Игоря Ольговича учёный сравнивает с гибелью двумя столетиями раньше его тёзки и предка — Игоря Старого (Игоря Рюриковича), тоже нарушившего «ряд» .
По летописи, князь Игорь был муж храбрый и великий охотник к ловле птиц и зверей, был читатель книг и в книгах церковных учён; роста он был среднего, сухощав, лицом смугл, сверх обычая носил длинные волосы и небольшую узкую бороду.
Жена Игоря неизвестна, детей князь после себя не оставил.
И. Я. Фроянов считает, что «убийство Игоря произошло не на социальной почве, хотя привкус социальности в нем есть несомненный. Нельзя… относиться к нему и как к политическому убийству». Оно носило магический ритуализованный характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами – одно и то же. Убийство Игоря имело «магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе…» .
В 1150 году князь Новгород-Северский Святослав Ольгович перенёс мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасо-Преображенском соборе .
Во время монголо-татарского нашествия на Русь (1237—1240 гг.) мощи князя Игоря вместе с ракой во избежание их поругания были спрятаны черниговцами под фундамент собора, где пребывают и поныне . Все попытки поднять раку с мощами наверх не принесли желаемого результата в связи с опасностью обрушения несущей стены собора. Рака с мощами святого Игоря находится под спудом, вероятно, возле северной стены.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Владимир Святославич | |||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Ярослав Владимирович Мудрый |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Рогнеда Рогволодовна | |||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Святослав Ярославич |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Олаф (король Швеции) | |||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Ингигерда, принцесса шведская |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Эстрид Ободритская | |||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Олег Святославич |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Килликия |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Игорь Ольгович Черниговский |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
История в христианском государстве обретала провиденциальный смысл, а государственная власть — сакральную санкцию, поэтому летописцы относились к убийству Игоря Ольговича иначе в сравнении с его языческим тёзкой Игорем Рюриковичем. Деяния киевлян, несмотря на их «оправдательные» отсылки к прецеденту 1068 года, объявляются «беззаконными». Толпа расправилась с князем-монахом без видимой опоры на правовые нормы. Более того, толпа, по летописи, «рүгающесѧ цр҃ьскомо и сщ̑еномү тѣлоу» («надругалась над царским и священным телом») . Игорь уподоблялся «святым правоверным царям» .
Именем святого Игоря был назван его родной племянник — князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич , будущий герой памятника литературы Древней Руси « Слово о полку Игореве », который, как и его святой дядя, был похоронен в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова .
Князь Игорь был канонизирован в родном Чернигове и почитается православии в лике благоверного , а также страстотерпца .
Дни памяти Игоря Ольговича:
Князь Игорь почитается также в католицизме — он занесён в католические святцы как святой Игорь II, князь Московский .
Игоревская икона Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Черниговский и Киевский Игорь Ольгович 19 сентября 1147 года, была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры . Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю .
Самые ранние из известных списков иконы — две иконы 2-й половины XVI века (обе в Государственной Третьяковской галерее : одна происходит из собрания Павла Третьякова , другая поступила из Государственного исторического музея ). Обе выполнены в Москве, возможно, во времена митрополита Макария (1542—1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.
Наста днесь всечестная память страстотерпца благоверного князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшася благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.
Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, моли всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, и спасение душ наших, чтущих честную память твою.
Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на небесех радуешися, усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.
Княжескую диадему обагрил еси кровию твоею, богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.
Величаем тя, страстотерпче святый княже Игоре, и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.