Interested Article - Неодада

(нем.) 1963.
Кинетическая скульптура Жана Тенгели

Неодадаизм (нео-дада) — термин, обозначающий различные стили, направления и произведения современного искусства , в которых угадываются мировоззренческие установки, возрожденные приёмы или методы исторического дадаизма .

Движение неодадаизма дало толчок к возникновению поп-арта в английском и американском искусстве. На Европейском континенте явные соответствия мы находим в работах художников группы «Новые реалисты» , у представителей движения Флуксус .

В направлениях неодадаизма ярко выразились позиция отрицания искусства, стремление «растворить его в жизни», заменив художественное произведение объектом повседневного быта или абсурдной акцией.

Термин был введён американским критиком Барбарой Роуз .

История

Повторный всплеск общественного интереса к дадаизму последовал вслед за публикацией исследования американского художника Роберта Мазервелла под названием «Художники и поэты Дада» (1951) и различных сочинений на эту же тематику на немецком языке начиная с 1957 года и позже. Вклад в популяризацию своего творчества внесли и некоторые бывшие дадаисты , хотя многие из них отвергали термин «нео-дада» и особенно его американскую интерпретацию на том основании, что произведения этого направления были, согласно их мнению, по своей сути вторичными по отношению к работам дадистов и не имели элемента новаторства, а также потому, что дадаисты находили эстетическое удовольствие в протесте против буржуазных эстетических концепций, а неодадаисты же, в свою очередь, потворствовали коммерциализации творчества .

Многие из художников, которые отождествляли себя с неодадаизмом, впоследствии перешли к другим направлениям, поэтому неодадаистскими можно считать лишь только определённые аспекты их ранних работ: в качестве примера здесь можно привести «Художественное освящение сваренного вкрутую яйца» (1959) Пьеро Мандзони , ― композицию из нескольких сваренных куриных яиц, каждое из которое он подписал отпечатком большого пальца, или его « Дерьмо художника » (1961) ― 90 консервных банок с фекалиями, цена которых была привязана к цене их веса в золоте, высмеивая тем самым концепцию оценки личного творчества художника и искусства в качестве товара.

Похожий стиль в создании коллажей и ассамбляжей можно усмотреть в мусорных скульптурах американца Ричарда Станкевича , чьи работы, созданные из металлолома, критики сравнивают с творчеством Швиттерса . Стоит отметить, что для всех этих произведений искусства, как в США, так и в Европе были предложены разные термины. Роберт Раушенберг обозначил как «комбайны» такие работы, как «Кровать» (1955), которая состояла из обрамлённого одеяла и подушки, покрытой краской и закрепленной на стене. Арман назвал «аккумуляциями» свои коллекции кубиков и бутылочных крышек, а также «мусором» ( poubelles ) содержимое мусорных баков, заключенное в пластик. Даниэль Споерри создавал свои «малые картины» (tableaux piège), самой ранней из которых был «Завтрак Кички» (1960), в котором остатки еды были приклеены к ткани и закреплены на столешнице, прикреплённой к стене.

Представители течения

Примечания

  1. Brill, p.101
  2. Dorothée Brill, Shock and the Senseless in Dada and Fluxus , от 4 августа 2020 на Wayback Machine . P.101
  3. Alan Young, Dada and After: Extremist Modernism and English Literature , Manchester University 1983, от 22 декабря 2015 на Wayback Machine and Brill, pp.104–5
  4. Robert Goldwater in A Dictionary of Modern Sculpture , London 1962, pp.277–8

Литература

  • Чилверс, Ян. . — Радуга, Oxford University Press, 2014. — 686 с. — ISBN 0192800485 .
  • Craft, Catherine. . — Chicago ; London: University of Chicago, 2012. — 336 p. — ISBN 0226116808 .
  • Brill, Dorothée. . — Dartmouth College, 2010. — 256 p. — (Interfaces: Studies in Visual Culture). — ISBN 1584659173 .
  • Hapgood, Susan; Berger , Maurice; Johnston, Jill. . — Universe Pub, 1994. — 153 p. — ISBN 0876636296 .
Источник —

Same as Неодада