Interested Article - Клан (этнология)

Клан (от гэльск. « родня », « ») — унилинейное родственное объединение , возводящее своё происхождение к единому предку , точные генеалогические связи с которым не прослеживаются.

В других источниках указано что Клан галльское слово или clann значит семя , а в более общем смысле — дети , потомство, то есть своеобразная родовая община , на что указывает самое значение термина (семья, дети, потомство) .

История

В литературе по этнологии и социальной антропологии термин «клан» зачастую применяется несколько шире по отношению к любым родственным группировкам и . Изначальное же значение кельтского (гэльского) слова «клан» связано с , сходными с древнегерманскими сибами (термин «сиб», используемый в работах этнологов США , является синонимом термина «клан», характерного, в частности, для научной традиции Великобритании ) .

Ввиду отсутствия в этнологических исследованиях универсальной терминологии понятие «клан» может соотноситься с самыми разнообразными родственными группами. Его употребляют как синоним терминам « линидж », «максимальный линидж» (объединения, в которых прослеживается генеалогические связи, ведущие к реальному, а не мифическому предку), под ним могут подразумевать также надлиниджные унилинейные образования, не имеющие генеалогической структуры. Термином «клан» могут называть только патрилинейные родственные группы ( Л. Г. Морган ) или же только матрилинейные группы ( Дж. Мёрдок ). В ряде работ по этнологии кланом называют группу родственных семей, главы которых ведут своё происхождение от общего мужского предка (одно из значений патронимии ), а также родовую общину , основанную на локализованном кровнородственном ядре. В отечественной литературе термин «клан» в основном употребляется в качестве синонима термина «род», что является не совсем точным сравнением, изредка под наименованием «клан» могут иметь в виду понятие «патронимия». У Н. А. Бутинова под названием клана подразумевается родовая община. У М. В. Крюкова кланом называется сегментированная совокупность родственных элементарных (малых) семей .

В этнологии нередко встречаются также термины «эгалитарный клан» и «конический, или стратифицированный, или аристократический клан». Последний обозначает иерархическую структуру из нескольких линиджей соответствующего статуса, выстроенную по принципу первородства (ранее по отношению к подобным структурам применялся термин « ») .

В новейших исследованиях по этнологии, в первую очередь, в англоязычных, отмечается тенденция придавать терминам единое содержание. В связи с чем учёные стремятся следовать основному общему значению термина «клан», которое определяется, как «унилинейная кровнородственная , члены которой возводят своё происхождение к общему предку, но не могут проследить все свои родственные связи генеалогически». Клан при этом может объединять несколько линиджей. Он может быть как экзогамным , так и эндогамным .

Логика возникновения

По мнению американского антрополога Джозефа Хенрича , кланы возникли в ходе культурной эволюции, чтобы способствовать большей кооперации и внутренней сплоченности с целью защиты территории и организации экономического производства. Как указывает Хенрич, многие социальные нормы, на основе которых образуются кланы, можно понять, если обратить внимание на то, как они смягчают конфликты интересов для создания сплоченных групп с четкой вертикалью управления. Выделяя одну линию родства, кланы сглаживают многие внутренние конфликты, возникающие в билинейных институтах, основанных на родстве, особенно по мере расширения групп .


Примечания

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  2. // Энциклопедический словарь Гранат : В 58 томах. — М. , 1910—1948.
  3. Артёмова О. Ю. Клан // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая российская энциклопедия , 1999. — С. 886—887 . — ISBN 5-85270-155-6 .
  4. Сиб // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая российская энциклопедия , 1999. — С. 899 . — ISBN 5-85270-155-6 .
  5. / Попов В. А. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 127. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5 . (Дата обращения: 10 апреля 2018)
  6. Артёмова О. Ю. Клан // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая российская энциклопедия , 1999. — С. 887 . — ISBN 5-85270-155-6 .
  7. / Попов В. А. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 214. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 . (Дата обращения: 10 апреля 2018)
  8. Рэмидж // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая российская энциклопедия , 1999. — С. 897 . — ISBN 5-85270-155-6 .
  9. , с. 116.

Литература

Источник —

Same as Клан (этнология)