Мише́ль Маффесоли́
(
фр.
Michel Maffesoli
,
14 ноября
1944
, Гресесак,
Эро
) – французский
социолог
.
Биография
Учился в
Страсбурге
и
Гренобле
. Ученик Жюльена
Фройнда
и Жильбера
Дюрана
, профессор Университета Париж V –
Сорбонна
, главный редактор международного журнала
фр.
Sociétés
, который с
1982
издает Центр исследований современности и повседневности, созданный Маффесоли и
Ж. Баландье
. Главный редактор журнала
Европейские тетради воображаемого мира
(
фр.
Cahiers européens de l'imaginaire
, с
1988
). Соиздатель журнала
Sociologia Internationalis
.
Проблематика исследований
Труды Маффесоли посвящены проблематике
постмодернистской
эпохи – феноменам глобальной массовизации, трансформациям политики и политической сферы, области повседневного и превращениям
сакрального
, праздничного в повседневности, феноменам подчинения и насилия, явлениям номадизма и новым основаниям
идентичности
в современном мире. Сквозной интерес всех его работ – проблематика воображаемого, её воплощение в социальных и символических формах. Развивая понимание культуры и современности
М. Вебером
и
Г. Зиммелем
, Маффесоли сближается с «социологией воображения»
Д. Кампера
.
По мнению Маффесоли, разрушение политического есть закономерный процесс трансформации общества эпохи модерна в сторону рационализации и гомогенизации. Однако, в отличие от
Жана Бодрийяра
, Маффесоли считает, что внешняя безразличность масс на самом деле есть форма переориентации социальной жизни на нечто более существенное, а именно на «здесь-и-теперь». Главной ценностью эпохи постмодерна становится эстетическое понятие «не-деяние» в стоическим смысле
:171-172
.
Эстетика
есть опыт проживания совместных чувств, по сути интерсубъективность. Таким образом, формируется и новая
этика
– этика эстетического, а разрушение политического пространства означает развитие
постмодерной
социальности, основанной на эстетической культуре.
Данные социальные изменения ведут к появлению новых «политических тел», которые называются «трибы» (или «неотрибы») и в большей степени формируются в условиях городской жизни
:4879
. Концепт трибов изначально применялся к движениям в рамках молодежной субкультуры в условиях постмодерна
:4879—4880
.
Трайбализация означает возвращение от общества к общности, то есть к
коммунитаристским
идеалам. Такого рода процесс происходит по законам постмодерного общества, то есть не через расширение, а через постоянную реактуализацию. Исчезновение
политики
аналогично по сути исчезновению религии, как некой общей для всех трансцендентности
:173
.
Труды
-
Logique de la domination. Paris: PUF,
1976
-
La Violence totalitaire. Paris: PUF,
1979
-
La Conquête du présent. Pour une sociologie de la vie quotidienne. Paris: PUF,
1979
-
L'Ombre de Dionysos [1982]. Paris: Le Livre de Poche,
1991
-
Essai sur la violence banale et fondatrice. Paris: Librairie Méridiens/Klincksieck,
1984
-
La Connaissance ordinaire. Précis de sociologie compréhensive. Paris: Librairie des Méridiens,
1985
-
Le Temps des tribus [1988]. Paris: Le Livre de Poche,
1991
-
Au creux des apparences. Pour une éthique de l'esthétique. Paris: Plon,
1990
-
La Transfiguration du politique [1992]. Paris: Le Livre de Poche,
1995
-
La Contemplation du monde [1993]. Paris: Le Livre de Poche,
1996
-
Eloge de la raison sensible. Paris: Grasset,
1996
-
Du nomadisme. Vagabondages initiatiques. Paris: Le Livre de Poche,
1997
-
La part du diable: précis de subversion postmoderne. Paris: Flammarion,
2002
-
Le rythme de vie - Variation sur l'imaginaire post-moderne. Paris: Ed. Table Ronde,
2004
-
Заколдование мира/ Le réenchantement du monde - Morales, éthiques, déontologies. Paris: Ed. Table Ronde,
2007
-
La République des bons sentiments. Paris: Editions du Rocher,
2008
-
Apocalypse. Paris: CNRS Éditions,
2009
-
Matrimonium. Paris: CNRS Éditions,
2010
-
La passion de l'ordinaire: miettes sociologiques. Paris: CNRS Éditions, 2011.
-
Homo eroticus. Des communions émotionnelles, Paris, CRNS Editions, 2012.
-
L'Homme postmoderne, Paris, Bourin éditeur, 2012 (в соавторстве).
-
Les nouveaux bien-pensants, Éditions du Moment, 2014 (в соавторстве).
Публикации на русском языке
-
Околдованность мира, или Божественное социальное / Пер. с фр. И.И. Звонаревой // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991. С. 133-137.
-
Фантастический мир каждого дня // Художественный журнал, 1997, № 17, с.14-16
-
Каждому свое племя: от контракта к пакту / Пер.с франц. М.Н.Пророковой. // Посредник. Массмедиа, общество и культура. сб. статей под руководством В.А.Подороги // М.: Институт Философии РАН, 2016.
Признание
Большая премия
Французской Академии
в номинации
Науки о человеке
за книгу
La Transfiguration du politique
(
1992
).
Орден Почётного Легиона
(
2003
).
Орден
За заслуги
(2003).
Примечания
-
Michel Maffesoli //
-
↑
(фр.)
—
.
-
-
↑
Фурс. В. Контуры современной критической теории / Сочинения. В 2 т. Т. 2. — Вильнюс: ЕГУ, 2012. — 434 с.
ISBN 978-9955-773-55-9
-
↑
The Blackwell Encyclopedia of Sociology / (Ed.) George Ritzer. — Oxford, etc: Blackwell Publishing Ltd, 2009.
ISBN 978-1-4051-2433-1
Литература
-
на русском языке
-
Заяц, Д.
// Социология: теория, методы, маркетинг. 2011. №. 3. С. 74-83.
-
Алиева Д.Я.
//
Социологический журнал
. 1995. № 1.
-
на других языках
-
Purkhardt B. Pour cesser de haïr le présent: miscellanées autour de l'oeuvre de Michel Maffesoli. Candiac: Éditions Balzac, 1992
-
Rüdiger F. Civilização e barbárie na crítica da cultura contemporânea: leitura de Michel Maffesoli. Porto Alegre: EDIPUCRS, 2002
-
Dérive autour de l'oeuvre de Michel Maffesoli. Paris: Harmattan, 2004
-
Follari R., Lanz R. Posmodernidades: la obra de Michel Maffesoli revisitada. Caracas: Monte Avila Editores Latinoamericana, 2004
-
Keller R. Michel Maffesoli: eine Einführung. Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft, 2006
-
Antonelli F. Caos e postmodernità. Un'analisi a partire dalla sociologia di Michel Maffesoli. Roma: Philos, 2007
-
Le Quéau P. L'homme en clair-obscur. Lecture de Michel Maffesoli. Québec: Presses de l'Université Laval, 2007
-
Qui êtes-vous M.Maffesoli. Entretiens avec Christophe Boursellier. Paris: Bourin, 2010
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|