Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель
- 1 year ago
- 0
- 0
Мадонна на лугу , или Мадонна в зелени ( итал. La Madonna del Prato ), — картина художника эпохи итальянского Возрождения Джованни Беллини (1433—1516), представителя венецианской школы живописи . Создана около 1505 года. Хранится в Лондонской национальной галерее . Под таким же названием: «Мадонна на лугу», или « Мадонна в зелени », известна картина Рафаэля Санти .
Картина «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити . Только в 1928 году признана шедевром кисти Джованни Беллини . В 1949 году из-за плохой сохранности основы картину перевели с дерева на холст (обычная практика того времени), но в процессе перевода картина была повреждена в нескольких местах .
На картине изображены Дева Мария и Младенец Иисус , спящий у Неё на коленях. В этой композиции средневековая иконография «Девы Смирения» (Vergine dell’Umiltà), или «Богоматери Умиления» ( итал. Madonna della Tenerezza, Madonna dell’ Umiltá ), совмещена с традиционным для венецианской живописи пантеистическим ощущением пейзажа , типичного для венецианской терафермы . Положение Богомладенца, Его мертвенная бледность и закрытые глаза отсылают зрителя к величественной и трагичной теме Пьеты ( оплакивания Христа ). Важное значение в этой композиции обретают детали пейзажа: стервятник , сидящий на дереве (вверху слева), и само безжизненное дерево — возможные символы смерти. У основания дерева изображён пеликан , убивающий змею: символ Воскресения к новой жизни, освобождения от зла первородного греха.
На дальнем плане — пейзаж с сельскохозяйственными угодьями и укреплением на холме относится к конкретному месту: Фельтре близ Венеции . Холм, на котором стоит цитадель, называется «Козий перевал» (Colle delle Capre). Пейзаж наполнен мелочами повседневной сельской жизни и медленно текущего времени. К югу от Фельтре и за стенами — церковь и монастырь Санта-Мария-дель-Прато с примыкающим приютом (la chiesa e il convento di Santa Maria del Prato con annesso ospedale-ospizio), здания сохранились по настоящее время. Пахотное поле в этом месте существовало для поддержки приюта (оспедале). Полуобнаженная фигура (еле видна на картине слева), возможно, напоминает о больных, исцелившихся в этом месте физически и, главное, духовно .
Симметрия композиционного треугольника, в который вписаны фигуры, тонкость тональной живописи , создают ощущение умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности, заставляющей вспомнить другую картину Беллини «Озёрная Мадонна», или «Священная аллегория» ( итал. Allegoria Sacra ), относящейся к типу Святого Собеседования . В этой картине фигуры также написаны на фоне таинственного пейзажа, в котором, по выражению А. Н. Бенуа , «под уснувшими скалами дремлют воды» .