Корпоративная идентичность
- 1 year ago
- 0
- 0
Сербская национальная идентичность ( серб. српски национални идентитет ) — совокупность этноцентрических маркеров, стереотипов и предубеждений , характерных для значительной части сербского народа . Как и у любого другого современного этноса , в сербской идентичности можно выделить два уровня. Низовой уровень связан с традициями обывательско-бытового мышления , сложившихся в народной среде исторически. Кроме него существует практика культивации определенных на уровне политической элиты и близких к ней кругов интеллигенции .
Национальную идентичность сербов традиционно характеризуют три основных мотива: религиозно -ценностный, собственно национальный и исторический , связанный, прежде всего, с так называемым косовским мифом .
Православная вера издавна была этническим маркером для сербов. В конце XIX века национальная и религиозная принадлежность были синонимами, одно вытекало из другого. Австрийские сербы, принявшие католичество , не воспринимались как сербы большинством сербов , хотя при этом воспринимались как отдельные « сербы-католики », например, хорватами.
В условиях Балканского полуострова , когда чрезвычайно близкие по языку и происхождению народы , восприняли противоположные внешние культурные влияния, что потом стало , именно религия стала цементировать собственную этнокультурную идентификацию. Сейчас серб может не разбираться в тонкостях православного вероучения, но он четко дистанцируется от «западников» ( хорватов и словенцев ) и ориентализированных боснийцев-мусульман . Межнациональные конфликты 1990-х , которые велись между людьми, фактически говорившими на одном языке , в своей массе отвлекли молодое поколение сербов от «югославского космополитизма», царившего здесь при Тито .
После бомбардировки Югославии силами НАТО в сербском обществе значительно усилились антизападные настроения. Западная культура часто воспринимается как пустая и бездуховная. Сербия же, особенно на заре 2000-х, представлялась как страдалец за веру. Встречается мнение, что все нынешние проблемы сербского общества объясняются отходом от «истинной веры» и чрезмерным увлечением потреблением и либерализмом . Однако преимущество византийской традиции уживается с признанием достижений западной цивилизации.
Благом считается патриархальный уклад жизни сельских жителей, который является здоровым как в физическом, так и в моральном плане и противопоставляется городской вестернизированной индифферентности . Ретрадиционализм и псевдоклерикализм стали заметными тенденциями в современной общественной жизни Сербии.
Вследствие ряда исторических предпосылок сейчас существует сербский светский национализм . Сербское национальное сознание определяет свою нацию как «этнически чистую» по своим корням. Существование в Средние века Первого Сербского королевства , а затем Рашки , которые охватывали большую территорию и де-факто доминировали в центральной части Балканского полуострова , в новейшее время — Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев , где сербы были фактически государствообразующей нацией (в определенной степени это касается и СФРЮ ), стало идеологической основой идей «Великой Сербии» .
Среди активных сербов выделяется группа « сербианистов », доказывающих необходимость ассимиляции всех этнокультурных меньшинств , и « югославов », которые подчеркивают недопустимость этнического доминирования. В литературе можно встретить мнение, что в периоды обострения внешнего противостояния и войн просыпается «героический сербианизм», спартанство и мессианство , в мирные периоды сербы трансформируются в «югославов» .
Национальные характеристики сербов, отмеченные иностранцами — неповиновение и упрямство, добродушие и наивность, привязанность к дому, которая уживается с грубостью .
Сложно переоценить значение косовского мифа как для рядового серба, так и для политической элиты страны. В Сербии существует целый ряд различных пониманий и использований термина «Косово». Косово называют священным местом, древним историческим, культурным и религиозным ядром Сербии. Понятие «Косово» носит иррациональные черты. Косово — географическое понятие, историческая боль поражения , трансцендентальное сердце Сербии .
Память о борьбе с турками и убийство Мурада I на Косовом поле трансформировались в условиях австрийской оккупации в антизападную риторику, в XXI в. — в антиамериканизм . Образ Милоша Обилича словно реинкарнировался в Гавриле Принципе . В 2000 году Слободана Милошевича сравнивали с князем Лазарем , который погиб в 1389 году .
Со времён начавшихся в XVI веке русско-турецких войн Россия в Сербии воспринималась как заступник и единоверный союзник. После обучения сербской интеллигенции в Киево-Могилянской академии и затем в Русском царстве, направления учителей из Российской империи литературными языками православных сербов стали славяносербский язык , почти неотличимый от государственного церковнославянского языка Русского царства, и русский язык . Большое количество заимствований (обычно европейских по происхождению) слов русского языка отличает и современный сербский язык от хорватского (хотя в Хорватии православные сербы говорили на хорватском).
События последних трёх десятков лет, а также общая позиция по многим внешнеполитическим вопросам только укрепили это представление. Так, президент Сербии Александр Вучич заверил Владимира Путина , что ни при каких обстоятельствах не будет присоединяться к антироссийским санкциям .