Ирландский розарий
- 1 year ago
- 0
- 0
Роза́рий ( лат. rosarium — «венок из роз») — традиционные католические чётки , а также молитва (точнее — цикл молитв), читаемых по этим чёткам.
Первые упоминания об использовании схожих с розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Первоначально по ста пятидесяти бусинам розария читали 150 псалмов Псалтири , и лишь впоследствии круг был разбит на десятки, разделённые большими бусинами, и вместо псалмов по нему читали « Отче наш » и «Аве Мария ».
Современный вид чётки приобрели в XIII веке. Католическая традиция официально связывает их появление с явлением Девы Марии святому Доминику в 1214 году. Особую роль в распространении молитвы Розария сыграл орден доминиканцев в XV веке.
Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто , в память о которой в 1571 году был установлен праздник «Девы Марии — Царицы Розария » (7 октября). По католическому учению Дева Мария в своих явлениях в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) подтвердила необходимость чтения Розария. После того, как Католическая церковь признала фатимские явления Девы Марии , Розарий был дополнен Фатимской молитвой .
В 2002 году Иоанн Павел II добавил к имеющимся трём группам тайн ещё одни — светлые (см. ), не обязательные, но рекомендованные.
Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо пяти наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трёх малых, одной большой бусины, распятия (креста) и медальона. Существуют также другие, менее распространённые разновидности.
Молитва Розария , читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв «Отче наш», «Радуйся, Мария» и « Слава », которым должны сопутствовать размышления о тайнах, соответствующих определённым евангельским событиям.
Существуют четыре вида тайн:
Каждый вид включает в себя по 5 тайн, таким образом, один круг Розария позволяет размышлять об одном виде тайн. Полный Розарий, включающий в себя все 4 вида тайн, состоит, следовательно, из 4 кругов.
Католики-традиционалисты читают Розарий без светлых тайн, добавленных Иоанном Павлом II. Полный Розарий без светлых тайн состоит, таким образом, из трёх кругов (150 « Ave Maria », символизирующие 150 псалмов).
Розарий можно читать не полностью, а по одному виду тайн в день. Исторически сложился следующий порядок чтения тайн:
Вид тайн | Без светлых тайн* | Со светлыми тайнами |
---|---|---|
Радостные | Понедельник и четверг | Понедельник и суббота |
Светлые | Четверг | |
Скорбные | Вторник и пятница | Вторник и пятница |
Славные | Среда и суббота | Воскресенье и среда |
День недели | Без светлых тайн | Со светлыми тайнами |
---|---|---|
Понедельник | Радостные | Радостные |
Вторник | Скорбные | Скорбные |
Среда | Славные | Славные |
Четверг | Радостные | Светлые |
Пятница | Скорбные | Скорбные |
Суббота | Славные | Радостные |
Воскресенье |
В
Адвент
: радостные
В Великий пост по Вербное воскресенье : скорбные В обычное время , от Пасхи по воскресенье перед Адвентом: славные |
Славные |
Розарию посвящён октябрь, в котором тайны читают последовательно:
Вид тайн | Без светлых тайн | Со светлыми тайнами |
---|---|---|
Радостные | 1 октября, 4 октября… | 1 октября, 5 октября… |
Светлые | 2 октября, 6 октября… | |
Скорбные | 2 октября, 5 октября… | 3 октября, 7 октября… |
Славные | 3 октября, 6 октября… | 4 октября, 8 октября… |
Порядок чтения Розария с ходом времени существенно не меняли, за одним исключением в 2002 году, когда папа Иоанн Павел II добавил (точнее, «рекомендовал», не в обязательном порядке) светлые тайны к трём исторически существовавшим: радостным, скорбным и славным.
Во времена преследования католиков в Англии и Ирландии с 1540 по 1731 год за ношение католической атрибутики можно было получить серьёзное наказание. Вследствие этого появлялись компактные, скрытые формы розариев, такие как ирландский розарий и кольцо-розарий для скрытого ношения.
Кольца-розарии также называли «солдатскими», потому что их часто брали с собой на битву солдаты. Данный тип представляет собой кольцо с десятью отметками и крестом, что означает одну декаду розария. Подобное кольцо носят, как правило, на указательном пальце правой руки и при использовании чаще всего помещают на вторую фалангу пальца для обеспечения свободного вращения кольца. Также встречаются кольца-розарии, составленные из двух частей — собственно кольца и подвижной шины с отметками и крестом. Кольца такой конструкции удобнее в применении и не требуют снятия с первой фаланги при использовании.
Особое кольцо-розарий употребляют также баски .
Чётки розария также используют верующие для чтения так называемых «венчиков» — особых молитв, читаемых в определённой последовательности.
Православным (старческим) аналогом молитвы розария явилась так называемая старообрядческая « лестовка » ( лествица ). Одним из крупнейших почитателей практики лествицы был великий русский старец-затворник св. Серафим Саровский . Лестовка находится в большом употреблении у старообрядцев; в Русской православной церкви чётки обязательны лишь для монахов, но также миряне могут совершать молитвенное правило по чёткам.
Розарий изображён на гербах испанских муниципалитета Вильянуэва-дель-Росарио и города Рота , чешского посёлка Мнишек ( чеш. Mníšek ).