Interested Article - Фотопластинка
- 2020-05-28
- 1
Фотопласти́нка — фотоматериал на стеклянной подложке. Представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластинку с нанесённым на неё светочувствительным слоем . До изобретения фотоплёнки на гибкой подложке из целлулоида были единственным носителем негативного изображения, на который велась съёмка .
Историческая справка
В фотографии фотопластинки служили основным негативным фотоматериалом с момента изобретения мокрого коллодионного фотопроцесса , заменившего дагерротипию и калотипию , вплоть до начала XX века . Первым использовать для калотипии стеклянную подложку вместо бумажной в 1847 году предложил племянник Нисефора Ньепса Абель Ньепс де Сен Виктор . Светочувствительный галогенид серебра удерживался на стекле при помощи альбумина , впоследствии заменённого коллодием , а затем желатиной . С негативов на фотопластинках контактным способом печатались фотографии на фотобумаге или диапозитивы на позитивных фотопластинках.
Фотопластинки сыграли большую роль в астрономии , обязанной этому фотоматериалу многочисленными открытиями, например обнаружением малых планет в 1891 году. Спустя 40 лет, благодаря сравнению блинк-компаратором фотопластинок, отснятых астрографом с интервалом в несколько суток, произошло открытие Плутона . В астрономии пластинки более столетия использовались для наблюдений за небесными телами и спектрометрии . Важным достоинством перед фотоплёнками долгое время оставалось полное отсутствие усадки после лабораторной обработки и сушки. Это позволяет проводить достоверные измерения некоторых величин по изображению.
-
Фотопластинки в оригинальной упаковке. Москва 1910
-
Кассета для фотопластинок фотоаппарата «ФКД»
-
Подставка для фотопластинок в обсерватории
-
Советские стеклянные фотопластинки
Начиная с 1920-х годов с распространением роликовых фотоплёнок пластиночные крупноформатные фотоаппараты стали выходить из употребления из-за хрупкости и большого веса фотоматериала. Оставшаяся аппаратура этих форматов была приспособлена к листовой фотоплёнке, заменившей пластинки в художественной и бытовой фотографии. В таких прикладных отраслях, как астрономия , где усадка фотоплёнки оказалась неприемлемой, фотопластинки использовались до 1990-х годов. Ещё одной областью применения фотопластинок было изготовление фотошаблонов и полиграфия , но появление фототехнических плёнок на безусадочной полиэтилентерефталатной подложке привело к вытеснению стеклянных пластин и из этих отраслей.
В настоящее время (2017 год) большинство производителей фотокиноматериалов продолжают выпускать небольшой ассортимент фотопластинок, предназначенных для прикладной фотографии. В России фотопластинки изготавливаются предприятием «Микрон», входящим в состав ОАО « Славич » . Для регистрации заряженных частиц и голографии выпускаются специальные сорта фотопластинок с толстой фотоэмульсией , непригодной для полива на гибкую подложку. Существует несколько производителей жидкой эмульсии, на основе которой можно самостоятельно приготовить стеклянные фотопластинки и другие светочувствительные материалы. Фотопластинки продолжают использоваться фотохудожниками в старых технологиях, таких как амбротипия .
Форматы пластинок
В XIX столетии размеры фотопластинок были стандартизированы относительно базового формата, называвшегося «целой пластинкой» ( англ. Whole Plate ). Её размеры составляли 6,5×8,5 дюймов (16,4×21,6 сантиметра ), и были унаследованы ещё от дагеротипии . Более мелкие форматы получались кратным делением целой пластинки. Так, «полпластинки» ( англ. Half Plate ) имели размер 4,25×5,5 дюйма, а «четверть пластинки» ( англ. Quarter Plate ) составляла 3,25×4,25 дюйма . Распространение дешёвых карманных фотопортретов привело к появлению ещё более миниатюрных пластинок: 1/6 ( англ. Sixth Plate — 2,75×3,25 дюйма), 1/9 ( англ. Ninth Plate — 2×2,5 дюйма) и 1/16 ( англ. Sixteenth Plate — 1⁵/₈×2¹/₈ дюйма) . В Европе наиболее распространённым считался формат в «треть пластинки» , также называвшийся «увеличенной половиной». Размеры кадра составляли 4,75×6,25 дюйма или 12×16 сантиметров .
Готовые фотографии, печатавшиеся контактным способом, классифицировались подобным образом, но не все размеры отпечатков совпадали со шкалой пластиночных форматов: например, размеры снимка в «четверть» от целого составляли 3¹/₈×4¹/₈ дюйма . Среди фотографов конца XIX — начала XX века было общепринятой практикой разрезать большие фотопластинки, получая более мелкий формат, поэтому размеры были часто приблизительными . В России и европейских странах, использовавших метрическую систему , был принят другой стандартный ряд, получаемый из «целой пластинки» 18×24 сантиметра. Формат «полпластинки» составлял при этом 13×18, а «четверть пластинки» — 9×12 см. Пластинки размера 24×30 назывались «экстра» . Форматы, общепринятые в странах с английской системой мер , в России часто назывались английскими, например «четвертной английский формат».
Особенности
Главными достоинствами стекла в качестве подложки считаются неизменность формы, неограниченная долговечность и химическая инертность . При архивном хранении фотопластинок процесс старения затрагивает только фотоэмульсию , в отличие от фотоплёнок, подложка которых теряет эластичность и коробится. Стекло для фотопластинок производится в соответствии с определёнными требованиями по прозрачности, чистоте, химической стойкости и механической прочности. С точки зрения оптики подложка должна представлять собой плоскопараллельную пластину со строго постоянной толщиной. Для большинства фотопластинок применяется стекло толщиной 0,8—2,0 мм. Для пластинок крупных форматов (30×40 см и больше) используется более толстое стекло .
Недостатками фотопластинок являются их хрупкость и большой вес. В отличие от фотоплёнки, никак не реагирующей на падение и удары, фотопластинки требуют бережного обращения. Одинаковый запас фотоматериала, достаточный для съёмки того же количества кадров одного формата, на стеклянной подложке весит в несколько раз больше, чем на целлулоидной. Важным недостатком фотопластинок долгое время была низкая оперативность перезарядки. Однако, уже в конце XIX века появились многочисленные конструкции кассет магазинного типа, позволяющие производить смену пластинки в течение одной-двух секунд . Они быстро получили популярность в ящичных фотоаппаратах , пригодных для репортажной съёмки. Современные форматные камеры пригодны для съёмки как на фотопластинки, так и на листовую плёнку, форматы которой совпадают с пластиночными. В последнем случае в кассету вставляется чистое стекло, на которое накладывается фотоплёнка эмульсией наружу .
См. также
Примечания
- В калотипии для съёмки негатива использовалась бумага, пропитанная солями серебра
Источники
- , с. 380.
- , с. 13.
- , с. 31.
- , с. 87.
- , с. 16.
- , p. 52.
- . Продукция . ОАО « Славич ». Дата обращения: 10 сентября 2015. 11 февраля 2009 года.
- , с. 38.
- ↑ (англ.) . Cristopher Wahren Fine Photographs. Дата обращения: 22 февраля 2016. 2 марта 2016 года.
- . История фотографии. Дата обращения: 26 февраля 2016. 25 декабря 2007 года.
- , с. 5.
- (англ.) . Vintage Camera Museum. Дата обращения: 22 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
- (англ.) . Early Photographic Processes . EdinPhoto. Дата обращения: 22 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
- , с. 51.
- , с. 75.
- , с. 15.
- , с. 117.
- (англ.) . Early Photography. Дата обращения: 22 февраля 2016. 28 июня 2016 года.
- , с. 175.
Литература
- Алексей Алексеев. № 2 . — С. 86—93 . // «Foto&video» : журнал. — 2009. —
- Д. Бунимович. Глава IV. Фотографические материалы // . — 2-е изд.. — Минск: « Беларусь », 1964. — С. 57—70. — 360 с.
- Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. . — 447 с. — 100 000 экз.
- Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М. : «Тримедиа Контент», 2014. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7 .
- А. В. Максимова, К. А. Мисюра-Аладова, Ю. А. Богданова. / Е. А. Васильева. — СПб. : «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», 2013. — 47 с.
- Сергей Морозов. Часть I // / А. Фомин. — 2-е изд.. — М. : «Планета», 1986. — С. —24. — 415 с. — 25 000 экз.
- В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М. : Госкиноиздат, 1952. — 423 с. — 50 000 экз.
- А. А. Сыров. Аппараты для экспедиций и путешественников № 6 (102) . — С. 15—19 . // «Фотокурьер» : журнал. — 2005. —
- Фомин А. В. Глава V. Ассортимент и характеристики чёрно-белых фотоматериалов // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 107—116. — 256 с. — 50 000 экз.
- Андрей Шеклеин. О ребусах прошлого века № 12 . — С. 51 . — ISSN . // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. —
- Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб. : Machina, 2008. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0 .
- Э. Фогель. Карманный справочник по фотографии / Ю. К. Лауберт. — 14-е изд.. — М. : «Гизлегпром», 1933. — 368 с. — 50 000 экз.
- K. Croswell. . — The Free Press, 1997. — ISBN 978-0684832524 .
Ссылки
- . 25 уроков голографии . Виртуальная галерея «Голография». Дата обращения: 10 сентября 2015.
- 2020-05-28
- 1