Interested Article - Кашперова, Леокадия Александровна

Леокадия Александровна Кашперова ( 4 [16] мая 1872 год , Любим , Ярославская губерния 3 декабря 1940 , Москва ) — российская и советская пианистка, композитор и музыкальный педагог . Известна как преподаватель игры на фортепиано композиторов И. Ф. Стравинского и Н. А. Черепнина .

Биография

Окончила Петербургскую консерваторию по классам фортепиано экстерном в 1893 году. До этого, в 1888—1891 годах занималась у А. Г. Рубинштейна , а после его ухода ещё два года училась на фортепиано самостоятельно, чем и объясняется сдача окончательного экзамена по игре на фортепиано экстерном. Изучала также специальную теорию композиции в классе профессора H. Ф. Соловьёва (1895) . В 1894 году продирижировала собственной увертюрой в Зале Кредитного собрания консерватории . Получила известность как концертирующая пианистка (о её игре сочувственно отзывались Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи . В декабре 1899 года заняла место учительницы музыки И. Ф. Стравинского и в течение двух лет давала ему уроки игры на фортепиано . Композитор позже неоднократно вспоминал её методы преподавания, при этом отмечая, что высокие достоинства пианизма его второй учительницы соседствовали с академически-консервативным характером «её эстетических воззрений и плохого вкуса». По этому поводу Стравинский в «Хронике моей жизни» писал следующее:

Это была отличная пианистка, превосходная музыкантша, но она всецело находилась под обаянием своего знаменитого учителя и слепо разделяла все его взгляды. Мне стоило большого труда заставить её признать партитуры Римского-Корсакова , равно как и Вагнера , которые я в то время ревностно изучал. Должен сказать, что, невзирая на все наши разногласия, она дала новый толчок моему «пианизму» и помогла мне улучшить технику фортепианной игры .

Также по воспоминаниям Стравинского: «С мадемуазель Кашперовой я выучил соль-минорный Концерт Мендельсона и много сонат Клементи и Моцарта , сонаты и другие произведения Гайдна , Бетховена , Шуберта и Шумана . На Шопене лежал запрет, и она пыталась умерить мой интерес к Вагнеру …» . По мнению композитора возможно она оказала неосознанное влияние и на его музыкальный стиль, так как полный запрет с её стороны пользоваться педалями при игре на фортепиано видимо повлиял на то, что «я никогда не писал музыку, требовавшую усиленной педализации» . По мнению популяризатора её творчества британского музыковеда Грэхэма Гриффитса ( англ. Graham Griffiths ), что она оказала воздействие на некоторые аспекты композиторской техники своего прославленного ученика. Так, в своей книге «Фортепиано Стравинского: генезис музыкального языка» Гриффитс указывал, что без влияния Кашперовой не развился бы известный неоклассический стиль Стравинского, характерный для его произведений 1920-х годов . Также по мнению британского музыковеда — Кашперова является «первой русской женщиной-композитором мирового уровня». Он также с сожалением указывал на то, что во многом её репутация основывается на характеристике данной Стравинским, как консервативном и неглубоком музыканте . Другим её известным учеником был А. Н. Черепнин, которому она преподавала в Петроградской консерватории . Композитор с благодарностью вспоминал впоследствии её и называл «интересной фигурой» .

В качестве пианистки выступала в России и зарубежных странах в качестве солистки и ансамблистки. Так, она была участницей струнного трио со скрипачом Л. С. Ауэром и виолончелистом А. В. Вержбиловичем , а также в составе дуэта с чешским скрипачом P. Ондржичеком) .

Первая исполнительница ряда сочинений М. А. Балакирева , А. К. Глазунова , а также ряда собственных произведений. В 1918 году переехала с мужем С. В. Андроповым — известным российским профессиональным революционером — в Ростов-на-Дону , где была педагогом консерватории и выступала в концертах. С будущим мужем она познакомилась в 1916 году, когда после отбытия очередной ссылки, он стал брать у неё уроки игры на фортепиано . С 1922 года преподавала в Москве .

В течение всей жизни писала музыку, но сочинения её почти не публиковались, очень немногие из них публично исполнялись, и до настоящего времени оставались практически неизвестными, но со временем некоторый интерес к её творчеству возрос и её произведения стали исполняться . Среди её сочинений симфония (1905 год), увертюра, кантата «Орваси», концерт для фортепиано с оркестром, ряд камерно-инструментальных произведений .

Оставила незаконченные «Воспоминания» и «Воспоминания об А. Г. Рубинштейне». Архив Леокадии Кашперовой-Андроповой был передан в Музей музыкальной культуры («Российский национальный музей музыки» имени М. И. Глинки) её родственниками в 1965 году.

Примечания

  1. (англ.) . BBC. Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  2. . BBC News Русская служба (англ.) . 2019-01-10. из оригинала 12 января 2019 . Дата обращения: 12 января 2019 .
  3. , с. 21.
  4. (англ.) . www.boosey.com. Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  5. , стб. 783.
  6. Мурсалова А. А. Из истории симфонических оркестров Петербургской консерватории // MUSICUS. — 2013. — № 1 (33) . — С. 7 .
  7. , с. 56—57.
  8. , с. 38.
  9. , с. 36.
  10. Graham Griffiths. (англ.) . Cambridge Core (февраль 2013). Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  11. Кашперова Л. А. Воспоминания // Музыкальное наследство. Сборники по истории музыкальной культуры СССР. — Том II. Часть II. — М. : Музыка, 1968. — С. 135—169. — 295 с.

Литература

  • Коллектив авторов. Кашперова, Леокадия Александровна // Дополнение // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1982. — Стб. 783. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).
  • Корабельникова Л. З. Александр Черепнин: долгое странствие. — М. : Языки русской культуры, 1999. — 299 с. — ISBN 5-88766-041-4 .
  • Стравинский, Игорь. Хроника моей жизни / Пер. с фр. Л. В. Яковлевой-Шапориной. — М. : Издательский дом «Композитор», 2005. — 464 с. — ISBN 5-85285-724-6 .
  • Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии. / Пер. с английскоrо В. А. Линник, послесловие и общ. ред. М. С. Друскина. — Л. : Музыка, 1971. — 414 с.

Ссылки

Источник —

Same as Кашперова, Леокадия Александровна