Interested Article - Пётр I (мюзикл)

«Пётр I» — первый русско-американский мюзикл, посвященный жизни и деятельности выдающегося российского императора — Петра Великого, и приуроченного к 350-летию со дня рождения Пётра I .

Сюжет

Своеобразная легенда о Петре I на основе реальной биографии, увиденная, по словам драматурга Константина Рубинского , «глазами людей из двадцать первого века, с романтическим сюжетом и современной музыкой» . Стремление Петра во всем «заглянуть за горизонт» является для создателей ключевым лейтмотивом спектакля" , а сам русский император предстает как человек со всеми присущими человеку слабостями , «Петр здесь живой» . Жизненный путь Петра Первого авторы прослеживают от 10-летнего возраста, когда он становится царем, и до основания Санкт-Петербурга. Против реформ Петра сначала бунтуют люди, потом и сама природа, разражаясь наводнением.

Акт I

Страшная картина наводнения в Петербурге. Люди пытаются бороться со стихией. Это отчаянный крик, взывающий к Богу, как во время Апокалипсиса («Крик о спасении»). Обессилившие от борьбы со стихией люди падают и лежат неподвижно. Появляется Пётр. Он потрясенно наблюдает картину бессилия и разорения после наводнения. На берег моря выбегает ребёнок — маленький Пётр. Его сопровождают учитель, голландский инженер Франц и русский священнослужитель Досифей. Петр видит на берегу заброшенный иностранный ботик. Взрослый и маленький Пётр мечтают о будущем («Пробуждается ветер»).

Софья подбивает стрельцов на бунт, чтобы занять трон. Стрельцы вступают в Кремль, навстречу им выходит учитель Петра Франц. Опьянённые бунтовщики расправляются с учителем на глазах у маленького Петра («Мир красного цвета»). Он сам успевает спрятаться. Его обнаруживает мать — Наталья («Колыбельная матери»). Вместе с двумя детьми она мечется в поисках укрытия, но их настигают стрельцы. Увидев царицу, они склоняются перед ней и провожают в Кремль.

Успенский Собор. Торжественная и пышная церемония венчания на царство. Софья и Досифей беседуют на фоне венчания на царство. В это время Патриарх благословляет Петра и Ивана, надевая на каждого из них символ царской власти — шапку Мономаха («Венчание на царство»). Церемония коронации окончена. Все расходятся. Петр остается один. Снимает шапку. Здесь его находят мальчики, среди которых — Александр Меншиков, детская игра с которым перерастает для Петра в крепкую дружбу («Мы станем героями»). А в это время Досифей и Софья вынашивают план о женитьбе Петра. В разговоре с матерью Пётр возбужденно рассказывает о первых победах своего потешного войска. Наталья представляет Петру невесту — Евдокию Лопухину. Свадьба решена («Свадьба»). Но церемония заканчивается, и Пётр исчезает — его не увлекает семейная жизнь.

Палаты царицы Софьи. Она задумчиво стоит у окна. Входит Пётр. Софья пытается унизить его, постепенно переходя к угрозам («Кто победитель?»). Но Пётр отдает приказ стрельцам взять её под стражу, заявляя, что он единственный царь Руси. Сцену прерывает детский плач — Петру приносят новорожденного наследника («Мир сегодня твой»). Пётр едет в Германию, Голландию, затем — в Англию и Австрию. Всюду ему открываются чудеса науки и техники. Пётр путешествует инкогнито, поэтому дипломатических курьезов удается избегать только чудом. В его честь дают бал («Великое посольство»).

Досифей и чёрные монахи совершают таинственный религиозный ритуал. Монахи приводят Евдокию. Досифей принуждает её изменить Петру («Царство огня»). Собираясь в обратный путь, Пётр узнает от Меншикова о назревшем против него заговоре, к которому присоединилась Евдокия. Пётр грозит жестоко расправиться с заговорщиками («Полон решимости»). Вернувшись домой, Пётр объявляет Евдокии свою волю: изгнание. На глазах сына Евдокию уводят в монастырь. Пётр провозглашает начало реформ. В думе Меншиков объявляет боярам первые реформы — бритье бород и новая система налогообложения («Реформы»). На балу в доме Меншикова Пётр знакомится с Екатериной («Менуэт», «История Екатерины»). Высокопоставленные представители духовенства ждут появление Петра, чтобы обсудить с ними новые реформы («Инструментальный»). Пётр объявляет о создании священного Синода и отмене должности Патриарха. Пётр рассказывает свой сон о новом прекрасном городе («На этой земле»). Но монахи прочат ему проклятье.

Акт II

Мрачная картина строительства Петербурга. Изнурённые непосильным трудом рабочие падают в изнеможении, солдаты бьют их за малейшую слабость. Одновременно Меншиков читает приказы из царской канцелярии, касающиеся безжалостных правил строительства Санкт-Петербурга («Город мёртвых»). Строители обессилено валятся на землю. Входят нарядные дети, несколько мальчиков. У них в руках книги, глобусы. Пётр объявляет о создании первых школ, выпускники которых превзойдут в знаниях своих учителей («Открытие школ»). Гонец сообщает, что враг приблизился к границам государства.

После боя. На бой с врагом собираются плечом к плечу и живые, и мёртвые. Пётр встает во главе войска, поклявшись, что отдаст за отечество жизнь как обычный рядовой («Полтавская битва»). Две монахини ухаживают за раненными в лазарете. Один из юных солдат привлекает к себе их внимание. Монахиня, в которой мы вскоре узнаём Екатерину, поёт юноше колыбельную («Награды небес»). В конце песни солдат умирает. За этой сценой наблюдает Пётр («Как я мог жить без любви»). Солдаты праздную победу. В это время в Кремле начинается церемония коронации Екатерины («Пётр Великий»). А в дальнем монастыре между Евдокией, Досифеем и Алексеем зреет страшный план свержения Петра («Царство огня»).

Большой и маленький Пётр рука об руку ожидают восход солнца. Туман расступается, и их глазам в первых утренних лучах предстаёт потрясающая картина большой корабельной верфи, полной прекрасных и гордых кораблей («Пробуждается ветер»). Видение прерывает оглушительный выстрел. Пётр просыпается в своих покоях от страшного сна. Он заявляет Меншикову, что на него готовится покушение. Екатерина пытается его успокоить, но Меншиков подтверждает подозрения государя, и объявляет, что в заговоре уличён его сын Алексей («Паранойя»). Пётр призывает сына к себе и отправляет его под стражу («Письмо сыну»). Евдокия молится в тюрьме. Екатерина, незаметно наблюдает за ней. Но у двух женщин есть, что сказать друг другу («Дуэт Евдокии и Екатерины»).

Пётр в постели. Он болен после ужасной разрушительной бури («Наводнение»). Ему мерещатся призраки. Екатерина успокаивает его: «Ты дотянулся до неба, любимый», говорит ему она, раскрыв окна, из которых он видит дворцы и сады своего прекрасного города. Появляется маленький Пётр, прочит императору славу и обещает память тех, кто будет жить в его городе в будущих столетиях («Финал»).

Создатели мюзикла Фрэнк Уайлдхорн и Константин Рубинский на встрече в Нью-Йорке, первый день совместной работы над проектом (2019).

Постановка

В мае 2017 года американский композитор Фрэнк Уайлдхорн представил авторский концерт в ДК Ленсовета с участием Ивана Ожогина и Наталии Диевской. Посетив постановку «Джекилл & Хайд» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, выразил желание сделать мюзикл о русском императоре .

Российский поэт и драматург Константин Рубинский летом 2019 года отправился в США, где познакомился с Фрэнком Уайлдхорном и обсудил концепцию и подробности написания мюзикла. Всего работа над спектаклем длилась около 5 лет. Изначально планировалось, что параллельно будут сделаны английская и русская версии либретто, друг от друга глобально неотличимые. Однако в ходе работы по разным причинам изменилась концепция: была сделана только русская версия, а также несколько раз менялась постановочная команда спектакля.

В феврале 2022 в Санкт-Петербург приехал режиссёр Андреас Герген ставить мюзикл о Петре I, однако вскоре покинул проект. В мае проект согласился поставить оперный режиссёр Юрий Александров .

В музыкальной основе «Петра Первого» отражены мотивы Модеста Мусоргского и Николая Римского-Корсакова, симфоджаз, опера и элементы рока. В спектакле — 32 картины . В спектакле три состава артистов. Роль Петра I писалась под Ивана Ожогина. В других составах роли исполняют Кирилл Гордеев и Алексей Штыков.

«Театр музыкальной комедии приготовил премьеру мюзикла, где главный герой, царь Пётр, предстает именно тем многогранным и сложным человеком, который когда-то смог изменить судьбу целой страны» . Мюзикла «состоявшаяся-таки в начале декабря премьера неожиданно стала явлением, доказавшим, что отечественная история неистощима на сюжеты, а биография Петра Великого и в жанре мюзикла интересна, зрелищна и монументально-привлекательна» . «Создателям мюзикла удается мастерски балансировать между попытками показать человечность и чувственность Петра и при этом не стать одним из продуктов фанфикшена» . «Партитура Уайлдхорна скроена крепко, по лекалам вполне вердиевским. Внутри каждой сцены краски, эмоции, напряжение до предела сгущены» .

В 2023 году мюзикл стал лауреатом высшей театральной премии « Золотой софит » в номинации «Лучший спектакль в оперетте и мюзикле», «Лучшая женская роль в мюзикле» и «Лучшая работа художника в музыкальном театре», номинантом высшей театральной премии « Золотая маска » в номинации «Оперетта–Мюзикл/Спектакль», «Работа дирижера», «Мужская роль», «Женская роль» и «Лучшая роль второго плана».

Музыкальные номера

  • I акт
    • Крик о спасении
    • Пробуждается ветер
    • Мир красного цвета
    • Колыбельная матери (Наталья)
    • Венчание на царство
    • Мы станем героями (взросление Петра)
    • Дуэт Евдокии и Петра (Свадьба)
    • Кто победитель? (дуэт Петра и Софьи)
    • Мир сегодня твой
    • Великое посольство
    • Царство огня
    • Полон решимости
    • Реформы (Дебаты)
    • Менуэт (Русский танец)
    • История Екатерины (Любовный дуэт Петра и Екатерины)
    • Инструментальный
    • На этой земле
  • II акт
    • Город мёртвых
    • Открытие школ
    • Полтавская битва
    • Награда небес
    • Как я мог жить без любви
    • Петр Великий (Коронация Екатерины)
    • Царство огня (трио Досифей, Евдокия и Алексей)
    • Пробуждается ветер (дуэт взрослого и маленького Петра)
    • Паранойя
    • Письмо сыну
    • Дуэт Евдокии и Екатерины
    • Наводнение
    • Финал

Действующие лица и исполнители

Персонаж Санкт-Петербург
(2022)
Петр I Иван Ожогин , Кирилл Гордеев , Алексей Штыков
Наталья Мария Лагацкая-Зимина, Наталия Диевская
Екатерина Анастасия Вишневская , Наталия Быстрова ,
Меншиков Александр Леногов, Антон Авдеев
Царевна Софья Агата Вавилова , Алла Пронина, Наталия Диевская
Евдокия Лопухина Мария Плужникова, Юлия Дякина ,
Алексей Ярослав Баярунас , Виталий Головкин
Досифей Дмитрий Ермак , Александр Суханов , Евгений Шириков
Франц Дмитрий Петров, Иван Корытов
Пётр в детстве Александр Дьяконов-Дьяченков, Арсений Маврин, Лев Вайнтруб, Владимир Михалин, Семен Серенков
  • Постановочная команда
    • Композитор — Фрэнк Уайлдхорн
    • Либретто — Константин Рубинский
    • Режиссёр-постановщик — Юрий Александров
    • Хореограф-постановщик — Надежда Калинина
    • Сценограф — Вячеслав Окунев
    • Музыкальный руководитель и дирижёр — Алексей Нефедов
    • Художник по свету — Денис Солнцев
    • Художники-аниматоры — Анастасия Андреева, Ксения Калинина
    • Ассистенты режиссёра — Вера Домбровская, Анастасия Вернер

Ссылки

  • — Телеканал «Первый канал. Петербург», 2 декабря 2022
  • — Телеканал «Санкт-Петербург», 30 ноября 2022
  • — Телеканал «НТВ», 2 декабря 2022

Примечания

  1. . ТАСС (1 декабря 2022). Дата обращения: 2 декабря 2022. 2 декабря 2022 года.
  2. Евгений Хакназаров. // Культура : интернет-газета. — 2022. — 9 декабрь. 11 декабря 2022 года.
  3. Светлана Мазурова. // Российская газета : интернет-газета. — 2022. — 8 ноябрь. 2 декабря 2022 года.
  4. Ася Вилова. // Санкт-Петербургские ведомости : интернет-газета. — 2022. — 17 ноябрь ( № 217 (7054) ). 2 декабря 2022 года.
  5. Елена Боброва. // Российская газета : интернет-газета. — 2022. — 20 декабрь. 21 декабря 2022 года.
  6. Альбина Самойлова. // Коммерсантъ : интернет-газета. — 2022. — 22 ноябрь. 24 ноября 2022 года.
  7. Светлана Мазурова. // Российская газета : интернет-газета. — 2022. — 24 май. 2 декабря 2022 года.
  8. . Радио Орфей (2 декабря 2022). Дата обращения: 2 декабря 2022. 2 декабря 2022 года.
  9. Яна Квятковская. . Musecube (12 декабря 2022). Дата обращения: 15 декабря 2022. 18 декабря 2022 года.
  10. Екатерина Омецинская. АН-Петербург (12 декабря 2022). Дата обращения: 13 декабря 2022. 5 февраля 2023 года.
  11. Анна Романюк. . Musecube (12 декабря 2022). Дата обращения: 15 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
  12. Ая Макарова. // Музыкальная жизнь : интернет-журнал. — 2022. — 20 декабря. 21 декабря 2022 года.
Источник —

Same as Пётр I (мюзикл)