Долан, Ксавье
- 1 year ago
- 0
- 0
Граф Франсуа-Ксавье де Местр (на русский манер Ксаверий Ксаверьевич ; 8 ноября 1763, Шамбери — 12 июня 1852, Санкт-Петербург) — сардинский дворянин, художник-дилетант, генерал-майор русской императорской армии , участник наполеоновских войн , член Туринской академии наук . Брат Жозефа де Местра .
Ксавье был двенадцатым ребёнком в семье графа ( ), президента сената Савойи и управляющего государственным имуществом. Его мать, Мария-Кристина Моц, умерла, когда мальчику исполнилось 10 лет. Воспитанием и образованием Ксавье занимались старшие братья и сёстры (из пятнадцати детей де Местров выжило только десять), в том числе и его брат Жозеф — политик и писатель, оказавший большое влияние на политические взгляды брата. Занятия с мальчиком вёл местный священник, который, кроме прочего, преподавал ему и рисование. Позднее Ксавье учился в школе художника .
С октября 1784 года де Местр начал военную службу кадетом в армии Сардинского королевства , 3 марта 1785 года ему было присвоено звание второго лейтенанта , а 24 сентября 1790 года — лейтенанта. В 1793 году его полк, сражаясь против французских войск, был заблокирован на Малом Сен-Бернаре . С частью полка под командованием герцога Монферра де Местр провёл лето в горах и ушёл на зимние квартиры в Аосту . Там он воссоединился со своей семьёй, которая бежала из Савойи в 1792 году, после вторжения туда французских войск во главе с генералом Монтескью-Фрезансаком . Собрание савойских депутатов постановило, что все покинувшие пределы страны являются эмигрантами, и конфисковало их имущество. Таким образом Местры лишились всего своего состояния .
В 1794 году, находясь под арестом (из-за участия в дуэли) в крепости Турин, написал «Путешествие вокруг моей комнаты». Опубликовать книгу младшему брату помог Жозеф, она пользовалась популярностью и была многократно переиздана . Позднее, в России де Местр написал вторую часть книги, получившую название «Ночное путешествие вокруг моей комнаты» .
26 января 1797 года получил звание капитана Сардинской армии. После отречения Карла Эммануила IV в декабре 1798 года армия была распущена, и де Местр остался без средств к существованию.
В Аосте де Местр жил до 1799 года. Перерыв в службе де Местр посвятил изучению литературы под руководством отцов ордена варнавитов , а также созданию портретов своих родных и пейзажей Аостской долины .
В 1799 году командующий авангардом русской армии Багратион предложил де Местру, знакомому с условиями ведения боевых действий в горах, поступить на службу. Де Местр согласился, и 4 октября 1799 года был принят в русскую армию как офицер Сардинского королевства и был прикомандирован к штабу Суворова , под командованием которого участвовал в швейцарском походе . Вместе с армией прибыл в Петербург и, с дозволения Виктора Эммануила I , 5 января 1800 года стал капитаном русской армии .
После опалы Суворова де Местр остался не у дел и 22 января 1802 года вышел в отставку. Чтобы как-то прокормить себя и семью сестры, которая приехала в Россию, Ксавье открыл в Москве художественную мастерскую и начал давать уроки живописи. Де Местр снискал популярность как мастер миниатюрной живописи. Широко известен портрет матери Пушкина , Надежды Осиповны , его работы. Салон Пушкиных Ксавье посещал регулярно и читал там свои стихи (в отличие от прозы, он никогда не стремился опубликовать их). Как вспоминала Ольга Павлищева , сестра поэта, именно де Местр разбудил поэтическое воображение Пушкина .
В Петербург де Местр вернулся в марте 1805 года. Здесь он, благодаря дружбе старшего брата с товарищем министра морских сил П. Чичаговым , был назначен директором « Морского музеума », в который была преобразована петровская Модель-камера, — потерявшее к тому времени своё практическое значение хранилище корабельных чертежей и моделей. Одновременно он стал почётным членом Адмиралтейского департамента . На посту директора де Местр занимался систематизацией коллекций, полученных музеем, особое внимание уделяя книжным собраниям. Он составил первую опись книг, которые легли в основу собрания Центральной военно-морской библиотеки; занимался комплектацией библиотек Кронштадтского, Роченсальмского, Ревельского портов. Благодаря де Местру, имевшему обширные знакомства в высшем свете и среди видных деятелей флота, коллекция Музея пополнялась и с помощью частных пожертвований. Далёкий от морского дела, де Местр уделял бо́льшую часть своего времени библиотечным делам, всё же, что касалось экспонатов морской тематики, он доверил своему заместителю А. Я. Глотову .
Работу в Музее де Местр совмещал с научной, публикуя результаты своих исследований в области физики и химии в академических издательствах за рубежом .
В 1807 году получил чин подполковника, а в 1809 — полковника; 8 июля 1810 года был переведён в свиту императора и оставил пост директора Морского музея. Он был направлен в Грузию и из-за спешного отъезда не успел даже передать музейные собрания, находившиеся в его ведении. С 1810 по 1812 годы де Местр воевал на Кавказе, был ранен при осаде Ахалцыха и за проявленную в этом деле храбрость награждён орденами Св. Владимира третьей степени и Св. Анны второй степени .
В январе 1812 года де Местр возвратился в Петербург и был назначен в 3-ю армию под командованием генерала А. П. Тормасова . Во время Отечественной войны отличился в боях под Кобрином (награждён золотой шпагой) и под Красным (получил чин генерал-майора и награждён орденом Святой Анны первой степени). Принимал участие в осаде Данцига .
После войны занялся литературным трудом. В 1815 году в Париже вышли новеллы де Местра на французском языке «Пленники Кавказа» и «Юная сибирячка», которые удостоились хвалебного отзыва Сент-Бёва .
В 1815—1816 годах служил в Финляндии военным инспектором портов .
29 июня 1816 года в звании генерал-майора вышел в отставку. Некоторое время жил в Москве, потом переселился в Петербург .
Посвятил себя занятию литературой, работал в жанре портретной миниатюры и пейзажа. Его новеллы на русские темы были отмечены А. Ф. Вельтманом и В. И. Далем . Переводил басни И. А. Крылова и русские народные песни на французский язык.
Был женат на фрейлине Софии Ивановне Загряжской (1778—1851), тётке Н. Н. Гончаровой . Обстоятельства знакомства Ксавье де Местра и Софии Ивановны, которые сообщила в своих воспоминаниях А. Арапова , неверны. По словам Араповой, де Местр якобы воевал во время Отечественной войны на стороне французов, попал в плен, заболел, и его выходила София Ивановна . На самом деле предложение Загряжской де Местр сделал ещё до войны .
Свадьба состоялась 19 января 1813 года в Петербурге, при императорском дворе, в присутствии двух императриц. Супруги поселились в Зимнем дворце . У Местров было четверо детей, но все они умерли в раннем возрасте: сын Андрей (ум. 1820) и дочь Александра (19.11.1814 —02.03.1823; умерла от чахотки ) — в Петербурге; двое других детей, дочь Екатерина (05.12.1815 ) и имя которого неизвестно, — за границей, куда их увезли родители в надежде поправить здоровье .
Ещё до отъезда Местры приняли на воспитание Наталью Ивановну Иванову (1801—1851), вместе с ними она жила за границей и в 1836 году вышла замуж за атташе австрийского посольства в Неаполе Густава Фризенгофа. Н. Раевский , посетив в 1938 году , поместье Фризенгофов в Словакии, сравнивал портреты Ксавье де Местра и Натальи Ивановны и предположил, что она — его незаконнорождённая дочь. Известно, что у де Местра была дочь, рождённая вне брака, «которую он очень любил». И. Ободовская и М. Дементьев не находили сходства между де Местром и его воспитанницей. Кроме того, исследователи обратили внимание, что на надгробии Натальи Ивановны в Александро-Невской лавре значится «урождённая Загряжская». По их предположению, она была дочерью брата Софьи Ивановны, Александра Загряжского от какой-то неизвестной женщины .
С 1825 года Местры жили в Италии, Франции, Швейцарии, в Россию они вернулись в 1839 году, когда Густав Фризенгоф получил назначение в австрийском посольстве Петербурга. Местры и Фризенгофы провели лето на Каменном острове , сняв дом рядом с дачей своей племянницы Н. Н. Пушкиной. Осенью, переехав в город, Ксаверий Ксаверьевич и София Ивановна поселились в доме Адама на Почтамтской улице вместе с её семьёй. Наталья Николаевна и её сестра, Александра Николаевна , почти каждый вечер проводили у Местров. Салон Софии Ивановны родственники считали скучным и бесцветным, по их отзывам , он не был популярен в петербургском обществе. Однако известен отзыв Плетнёва о последних годах жизни Местров:
«Граф и графиня живут одни — двое умных и живых стариков; нельзя изобразить, как интересно видеть 80-летнего Местра, желающего со всею готовностью души участвовать в умственных занятиях. До сих пор он пишет брошюры по части физики и отсылает их в Париж. Ещё за два года он написал несколько картин масляными красками» .
После смерти Софии Ивановны её племянник С. Г. Строганов вступил в права наследника владений Загряжских с обязательством выплаты 6 % годовых с капитала де Местру . Сам де Местр последние месяцы жизни, вероятно, находился на попечении Н. Ланской , он умер в Стрельне у неё на даче. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге .