Interested Article - Иконография Феодора Стратилата
- 2021-07-21
- 1
Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе , чаще всего в правой руке он держит копьё , которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном — круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского . Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест . Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч .
Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи — на коне Феодора изображается маленький сарацин , также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда — буланым или соловым.
Феодор Стратилат и Богоматерь
В католической традиции существуют практика изображения Феодора Стратилата и Богоматери , но они мало распространены.
В противоположность этому в православии Феодор Стратилат связан с Федоровской иконой , существует « » . В нём изложена история сопровождения Феодором Стратилатом иконы: этой иконы, то, что икона уцелела во время пожара церкви и т. п.
Феодор Стратилат и Феодор Тирон
Часто на иконах Феодора Стратилата изображают вместе с Феодором Тироном . Феодор Стратилат и Феодор Тирон жили в одной и той же местности. По преданию существовала христианка Евсевия, Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, и она же предостерегала Феодора Стратилата об опасности сражения со змием . Изображения святых выполнены по определённым канонам: Феодор Тирон стоит по правую руку Феодора Стратилата, и Феодор Стратилат вертикально держит копьё в правой руке. Если на иконе или фреске изображено несколько персонажей, то святые Феодоры стоят рядом.
По преданию, святые занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны.
Святые получили такое распространение в том числе и благодаря связи Феодоров с культом Георгия Победоносца в Византийской империи, центром которого были Малая Азия и Каппадокия . Легенды о Феодорах получили наибольшую популярность в прилегающих к этой местности Галатии и Пафлагонии . Сами чудеса святых Феодоров географически были связаны с городом Евхаит , что нашло своё отражение в агиографических памятниках :
В Эвхаите, на расстоянии одного дня пути от Амазеи… погребен был св. Феодор Тирон и соименный ему мученик Феодор Стратилат…
Существует ещё одна связь между Феодором Стратилатом и Георгием Победоносцем. В русских духовных стихотворных произведениях Феодор (без уточнения) — это отец Егория (Георгий Победоносец). Существует также немецкая средневековая поэма, в которой братом Георгия назван воин Феодор (из контекста неясно, Тирон или Стратилат).
Феодор Стратилат и великомученица Ирина
Также распространены иконы Феодора Стратилата со святой великомученицей Ириной . Существует храм Святого Феодора и Мученицы Ирины — это надвратная церковь Ипатьевского монастыря . Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой , венчание которых состоялось в 1580 году .
В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей , что являло серьёзную проблему, особенно она обострилась после вступления Феодора на царство в 1584 году . Так как царствующая пара располагала возможностями, по повелению московских правителей были созданы многочисленные памятники, которые явились дорогими подарками знаменитым монастырям и храмам Русского государства . Иконография сопровождалась изображениями небесных ангелов царя и царицы, моливших Бога о даровании наследника. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. В иконостасы этих храмов обязательно включались патрональные образы царских ктиторов .
Особенно щедро был одарен Троице-Сергиев монастырь , который был местом царского паломничества (так называемый «Троицкий ход»). После того, как в 1585 году был построен , по приказу царя в 1585 - 1586 годах были развёрнуты активные работы по художественному оформлению храма. В монастырском храме Успения был учреждён придел святых Феодора и Ирины, и для него были написаны иконы.
В период 1580 - 1590-х годов по велению было создано большое количество христианских памятников, связанных с именем Феодора Стратилата. Обращает на себя внимание подборка произведений, вышитых в царицыной «светлице» Ирины Годуновой. В 1592 году был создан шитый иконостас , в котором был выполнен значительный по размерам парный образ святых, который хранится в Государственном Эрмитаже . Кроме того, в Эрмитаже хранится пелена , на которой изображена великомученица Ирина, датируемая концом XVI века. Эта пелена предназначалась для устроенной в честь патрональной святой надвратной церкви в Кирилло-Белозерском монастыре , в стенах которого родился отец Фёдора Иван Грозный .
Когда в конце мая 1592 года родилась дочь Феодосия , царская чета разослала ещё более щедрые подарки. Адресатами этих «милостыней» стали не только российские монастыри и церкви, но и православные монастыри Палестины. Эти воздаяния были разосланы в июне 1592 года в честь «разрешения неплодства царицы». Иконы, написанные в этот период, включали дополнительно к упоминаемым святым, образ преподобномученицы Феодосии Константинопольской , который обычно писался на полях.
Для икон того времени (годуновского периода) характерны следующие стилистические особенности:
- Изображаемые фигуры удлинённые, их головы изображаются небольшими, черты лиц мелкие;
- Образы трактуются достаточно мягко, письмо плотное (напоминающее эмалевое);
- Все детали очень тщательно проработаны.
Эти особенности усиливаются и достигают своего пика в последние годы XVI века. Эти особенности распространяются и на светскую живопись — в меньшей степени тип ликов, а особенно техника исполнения порождает большое количество откликов в искусстве этого периода.
Житийные иконы Феодора Стратилата
В русской иконописи второй половины XVI века стали распространены житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича . В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:
- Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря .
- Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
- Икона из Кальбенштайнберга
- Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
- Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.
Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5), прообразом стала икона Феодоровского монастыря.
Икона Переславской школы
В русской иконописи второй половины XVI века стали распространены житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича . Эталонным образцом для них стала икона переславской школы из Феодоровского собора Феодоровского монастыря (146 × 102 см, 18 клейм). Икона была написана около 1557 года, по состоянию на 2002 год она находилась в Переславль-Залесском музее.
В среднике иконы находится изображение Федора Стратилата в парадном боевом ламеллярном доспехе . Поверх неё изображена желтая перевязь , скрепленная на груди щитком в виде ромба с крестообразными завершениями углов. Поверх кольчуги на Феодоре изображён плащ оранжевого цвета, собранный сзади складками. Доспех подпоясан коричневым с оторочкой поясом , под доспех поддета коричневая рубаха и коричневые порты. На ногах святого — сапоги оранжевого цвета. За левым плечом святого находится щит, на котором изображён лев, в правой руке воина — копьё, левая опирается на меч в ножнах.
Святой изображён фронтально, стоя; изображение выполнено во весь рост. Задник изображения отсутствует, вместо него выполнен жёлтый фон сверху и полосы серого и чёрного цвета снизу. Такое сочетание оранжевого, жёлтого, красного цветов создаёт солнечное и яркое впечатление от иконы.
Клейма этой иконы воспроизводят события жития Феодора Стратилата , расхождение есть только в описании эпизода, когда к Феодору обратился Божественный голос . Если в житии указано, что Феодор ночью молился в храме, то четвёртое клеймо иконы изображает, что это произошло, когда Феодор спал.
Средник иконы | |||||
1 | Евсевия на поле пробуждает Феодора | 10 | Феодор привязан к столбу, уцелевшие части тела скребут железными когтями и жгут огнём | ||
2 | Феодор убивает змия | 11 | Феодора мучают голодом в темнице | ||
3 | Феодор принимает послов Ликиния | 12 | Распятие Феодора | ||
4 | Феодору во сне является глас божий | 13 | Ангел исцеляет Феодора | ||
5 | Торжественная встреча Ликиния | 14 | Феодор встречает центурионов Антиоха и Патриклия, которые принимают христианство | ||
6 | Ликиний передаёт Феодору статуи языческих богов | 15 | Феодор останавливает возмущение народа | ||
7 | Федор разбивает золотых и серебряных идолов, обломки раздает нищим | 16 | Федор освобождает невинных из темницы | ||
8 | Ликиний просит Феодора принести жертвоприношения языческим богам | 17 | Усекновение главы Феодора | ||
9 | Избиение Федора плетьми | 18 | Перезахоронение мощей Феодора |
Икона из Кальбенштайнберга
Кроме этого, канонического образа существует ещё один старинный образ, он находится в , недалеко от Нюрнберга ( Германия ). Этот образ является произведением новгородской иконописной школы. Этот образ широко изучен силами немецких исследователей иконописи.
Как в среднике иконы, так и в клеймах сосуществуют два момента — верность канону и пристрастием к новаторским нововведениям. По мнению исследователей, икона выполнена мастером, который принадлежал к самобытной развитой , особенностью которой было развитие художественного мастерства.
На иконе изображён святой Феодор Стратилат, в среднике иконы в рост изображена фигура святого. Клейм всего двенадцать, в них изображены крупные, детальные сюжеты. Особенностью сюжетной линии стало то, что сюжетная линия клейм включает в себя рождество Феодора Стратилата, которое в житии не отражено , и при этом не включает события, произошедшие после смерти святого.
Специалисты высоко оценивают мастерство неизвестного иконописца . Предварительный рисунок иконы выполнен чёрной краской по грунту , этот рисунок точен и детален. Иконописец при работе над иконой скрупулёзно следует намеченному рисунку, не делая никаких изменений в процессе работы. С первоначальной раскладки красок рисунок приобретает яркость и насыщенность, краски, несмотря на прозрачность, сочетаются друг с другом по глубине и по тону. Цветовая гамма иконы тяготеет к солнечным цветам — жёлтому, оранжевому, красному.
В иконе был использован приём противопоставления клейм на диагоналях:
- По диагонали северо-запад↔юго-восток расположены первое и последнее клейма: рождение и добровольная казнь.
- По диагонали северо-восток↔юго-запад расположены четвёртое и одиннадцатое клейма, на которых изображены решение о исповедании веры и вершина страданий.
Икона святого Феодора Стратилата в житии храниться евангелическо-лютеранской церкви святых Марии и Христофора в Кальбенштайнберге примерно. В начале XVIII века икону исследовал учёный , и, по его заключению, на тот момент икона провела в этой деревне не меньше полувека. Из этого можно сделать вывод о том, что икона могла появиться там вскоре после 1613 года. Его книга 1724 года стала первым в мировой истории исследованием произведений русской иконописи .
Примечания
- Сегень А. Ю. // электронная версия «Православной газеты Екатеринбург». — 2007. — № 9 . 5 июня 2013 года.
- ↑ О. В. Творогов . : Электронная публикация. — СПб. : Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН . 25 мая 2011 года.
- . Описание достопримечательностей . туристическое агентство "Греция для тебя". Дата обращения: 26 марта 2010. 13 января 2013 года.
- ↑ . Частный музей Русской иконы . — Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Дата обращения: 26 марта 2010. Архивировано из 17 июля 2010 года.
- ↑ Сорокатый В. М. // . VI : Антология. — М. : Индрик , 2002. — С. 190-222 . — ISBN 5-85759-210-0 . 9 августа 2011 года.
- 2021-07-21
- 1