Лукаш, Иван Созонтович
- 1 year ago
- 0
- 0
Макси́м Созо́нтович Березо́вский ( 16 [27] октября 1745 , по другим сведениям – 1741 год — 22 марта [ 2 апреля ] 1777 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — русский и украинский композитор , работавший также в Италии . Наряду с Д. С. Бортнянским считается создателем классического типа русского хорового концерта .
До наших дней от XVIII столетия дошло лишь 6 подлинных архивных документов с именем Березовского. Из его нотных автографов (кроме скрипичной сонаты и экзаменационного антифона, написанного в Болонье) ничего не сохранилось. В связи с этим многие вехи жизни Березовского оказываются спорными, а изложение творческого пути композитора не только в отдельных, но и в узловых моментах является «гипотезой с определённой степенью вероятности» .
Родился 16 (27) октября 1745 год ; по другим сведениям — в 1741 году . Отец Максима Березовского – глуховский дворянин Созонт Березовский, служивший в Санкт-Петербурге; род его деятельности не установлен . По другим сведениям, Созонт мог быть шляхтичем герба Сас [ неавторитетный источник ] . Место рождения Березовского достоверно не известно. Считается, что до 8 лет он мог жить в Глухове , где пел в хоре Глуховской певческой школы, основанной по именному указу императрицы Анны Иоанновны . Ученики изучали «киевское», «четырёхгласное» и «партесное русское» (на несколько партий) пение, нотную грамоту, игру на цимбалах и бандуре . Затем юный Березовский, предположительно, учился в Киевской духовной академии .
С 13 лет (1758) — певчий в капелле при дворе великого князя Петра Фёдоровича (будущего Петра III ). Я. Штелин упоминает имя Березовского как певца в постановках итальянских опер в Ораниенбауме в 1759 и 1769 . В 1763 году женился на дочери валторниста придворного оркестра Францине Юбершер — выпускнице ораниенбаумской театральной школы, танцовщице придворного театра.
В 1760-х годах Березовский, служивший камер-музыкантом при дворе Петра III, затем Екатерины II , создал ряд хоровых церковных концертов и прочей духовной музыки. Его композиторское мастерство получило множество одобрительных отзывов современников — композитора хвалили за хороший вкус и мелодичность произведений. «История российской музыки» пишет, что хоровой концерт классического типа М. Березовского объединил традиции отечественного церковного пения « а капелла » (без инструментального сопровождения) с пением итальянских хоровых школ. Он утвердился в 1760-х годах благодаря произведениям итальянцев, работавших в России, а также хоровым кантатам первого автора в этом жанре — Березовского.
Весной 1769 года Березовского направили в Болонскую филармоническую академию , где он обучался до 1771 года. Одна из самых престижных музыкальных школ Европы, академия готовила музыкантов с 1666 г. . Доверие к мастерству выпускников академии основывалось на высоком научном и педагогическом авторитете её главы — знаменитого композитора Дж.-Б. Мартини , которого современники называли «богом музыки». Он и стал учителем Березовского.
Для получения звания академика предстояло не только пройти три уровня обучения, но и сдать экзамен по композиции. Экзаменационным заданием было сочинение полифонической пьесы в определённом стиле на заданную тему. Композитор выдержал такой экзамен в 1771 году. Протокольная рукопись антифона Березовского, подписанная «Massimo Berezovsky», до сих пор хранится в архиве академии. В тот же день экзаменовали чешского композитора Йозефа Мысливечека , а за год до этого юного Вольфганга Амадея Моцарта . Оба они также стали академиками. Получение статуса иностранного члена академии (1771) дало Березовскому право работать капельмейстером .
Пребывание Березовского в Италии не ограничилось лишь Болоньей , композитор посещал Венецию , где получал стипендию, и бывал в Ливорно , где стояла российская морская эскадра. Для традиционного зимнего карнавала в Ливорно Березовский написал оперу « Демофонт » (либретто П. Метастазио , поставлена в 1773 в Ливорно ; сохранилась фрагментарно). Таким образом Максим Березовский стал первым композитором украинского происхождения, сочинившим оперу (на итальянском языке) . Предание утверждает, что сделал он это по желанию командующего российской флотилии Орлова. [ источник не указан 255 дней ] Прожив в Италии свыше четырёх лет, Березовский побывал и в других городах. На рукописи его «Сонаты для скрипки и клавесина» обозначено место написания — Пиза. В итальянских архивах были выявлены «Симфония» и три клавирные сонаты. До сих пор не найдены партитуры кантаты и концерта, о существовании которых известно из разных источников.
В октябре 1773 года композитор вернулся в Петербург и был назначен в штат императорских театров, а через восемь месяцев — капельмейстером придворной капеллы. Свидетельства о последних годах жизни Березовского противоречивы. Согласно первому биографу композитора Евгению (Болховитинову) он «впал в ипохондрию» и «зарезал сам себя». Некоторые биографы объясняли это самоубийство знакомством Березовского с опальной княжной Таракановой . Современный биограф композитора М. Г. Рыцарева отрицает такую версию последних лет жизни композитора. Она указывает на то, что в Россию Березовский вернулся за два года до ареста Таракановой, а версия о самоубийстве впервые появляется в книгах Евгения только во втором десятилетии XIX в. Как показывает Рыцарева, Березовский в марте 1777 года заболел «горячкой» (какое заболевание описывалось таким словом, неизвестно), которая и послужила причиной его скоропостижной кончины.
Наряду с Д.С. Бортнянским Березовский считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Ему принадлежат Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи»), причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи ). Всего атрибуировано 46 его хоровых сочинений , некоторые из которых (по состоянию на сентябрь 2022) не опубликованы.
Значительное влияние на творчество Березовского оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).
Факты биографии Березовского (в том числе, легендарные) использовал режиссёр Андрей Тарковский в сценарии своего фильма «Ностальгия» (1983) .