Корреспондентская застольная
- 1 year ago
- 0
- 0
«Застольная музыка» ( нем. Tafelmusik , фр. Musique de table ) ― сборник инструментальных композиций Георга Филиппа Телемана (1681–1767), изданный в 1733 году . Является одним из наиболее известных произведений Телемана; это ― своеобразная кульминация и в то же время один из последних примеров .
Композиция была адресована преимущественно состоятельным любителям музыки. Полный набор частей обширного произведения стоил 8 рейхсталеров — непомерная на то время цена, учитывая тот факт, что Иоганн Себастьян Бах получил такую же сумму в качестве вознаграждения за проведение концерта при дворе.
Было найдено более 200 человек, которые были готовы заплатить эту сумму денег и чьи имена, социальный статус и адрес были опубликованы в первом издании сочинения. В список вошли коронованные особы, дворяне и торговцы, а также многие музыканты и композиторы (как немецкие, так и работавшие за пределами Германии), в том числе Георг Фридрих Гендель из Лондона , Иоганн Георг Пизендель и Иоганн Иоахим Кванц из Дрездена и Мишель Блаве из Парижа .
Телеман, который на момент публикации был музыкальным руководителем в Гамбурге , писал (в оригинале ― в стихах):
Надеюсь, эта работа однажды принесёт мне славу,
Вы никогда не пожалеете о её ценности…Оригинальный текст (нем.)Diß Werk wird hoffentlich mir einst zum Ruhm gedeien,
Du aber wirst den Wehrt zu keiner Zeit bereuen…
Музыковед Макс Зайферт выявил 18 различных мотивов из «Застольной музыки» в произведениях Георга Генделя — в то время это не считалось плагиатом . Наоборот, Телеман был польщён тем, что Гендель использовал его мелодии ― тем более, что английский композитор в ответ подарил своему другу коллекцию редких растений.
«Застольная музыка» состоит из трёх томов ( фр. productions ) с одинаковой структурой: все они начинаются с увертюры для оркестра, написанной в форме сюиты , за которой следуют квартет для трёх инструментов и basso continuo , инструментальный концерт для нескольких солирующих инструментов и струнных, трио-соната , сольная соната с basso continuo и завершающая часть ( conclusion ).
В 1914 году композитор Макс Регер написал 23 вариации и фугу на тему менуэта B-dur из «Застольной музыки», которые он посвятил пианисту Джеймсу Квасту .