Мур, Кэтрин Люсиль
- 1 year ago
- 0
- 0
Анна-Люсиль-Филиппа Демулен ( фр. Anne-Lucile-Philippe Desmoulins ), урожденная Ларидон-Дюплесси ( фр. Laridon Duplessis ) ( 18 января 1770 года , Париж , — 13 апреля 1794 года , Париж ) — жена видного деятеля Великой французской революции Камиля Демулена .
Люсиль была дочерью Клода-Этьена Ларидона-Дюплесси, высокопоставленного чиновника в ведомстве генерального контролёра финансов. Она рано начала вести дневник, но ничего примечательного до встречи с Камиллом в нём не содержится.
Еще подростком, в 1780 году, Люсиль встретилась в Люксембургском саду с молодым и отнюдь не преуспевающим адвокатом Камиллом Демуленом . Он стал бывать в доме Ларидонов-Дюплесси. На первое предложение своей руки, сделанное в 1787 году, Камилл получил отказ, поскольку положение жениха отнюдь не внушало доверия отцу девушки. Но Люсиль к тому времени уже любила его, он завоевал и расположение матери, и в 1790 году отец уступил их уговорам.
29 декабря 1790 года в церкви Сен-Сюльпис был оформлен их брак; свидетелями были, в частности, Робеспьер , Петион , Бриссо и Луи-Себастьян Мерсье .
Молодожёны поселились на улице Французского Театра, 2 (ныне улица Одеон, 22). Другом семьи был сотрудник и тогдашний единомышленник Камилла, Станислас Фрерон , которого Люсиль прозвала «кроликом» (у неё была привычка давать знакомым прозвища, не всегда безобидные).
В дневниках Люсиль сохранились любопытные записи за дни, когда происходили важные события Великой французской революции , в которой активно участвовал её муж, например, за 10 августа 1792 года , когда был свергнут король (запись, датированная 12 августа):
Мы слышали крики и плач на улице, мы думали, что весь Париж плывёт в крови. Затем мы набрались мужества и отправились к Дантонам. Кричали: «К оружию!», каждый спешил туда. Мы хотим быть свободными. Ах, боже, как дорого приходится платить за это. Довольно долго мы оставались в неведении. Потом пришли люди и сказали нам, что мы победили. На следующий день, двенадцатого, я узнала, что Дантон стал министром .
По мере того как над головой Камилла сгущались тучи, когда его газетная полемика вызвала раздражение сначала эбертистов , а потом и Робеспьера, Люсиль испытывала всё большее беспокойство. Она писала Фрерону, в то время проконсулу на Юге, прося о помощи, но тот не стал рисковать и не вмешался. Арест Камилла в ночь с 30 на 31 марта 1794 года потряс Люсиль, и она развернула лихорадочную деятельность, чтобы его спасти. Его судили вместе с Дантоном в рамках процесса дантонистов . Она даже написала письмо Робеспьеру, но оно либо не дошло до него, либо он не ответил.
На третий день процесса над дантонистами, 15 жерминаля II года (3 апреля 1794 года ), некий Лафлот, заключённый Люксембургской тюрьмы, донёс в комитеты, что существует заговор с целью спасения подсудимых: в нём участвуют заключённые бывший генерал Артюр Диллон и бывший депутат Конвента Филибер Симон, а также Люсиль Демулен, передавшая им деньги. На следующий день Сен-Жюст выступил в Конвенте от имени комитетов с докладом «О новом заговоре», где, в частности, говорилось: «Диллон, приказавший своей армии идти на Париж, показал, что жене Демулена были переданы деньги, чтобы вызвать волнения и убийства патриотов и членов Революционного трибунала» . Люсиль была арестована и помещена в тюрьму Люксембург, а потом в Консьержери. На процессе её и других участников «заговора в тюрьмах» согласно проверенному принципу «амальгамы» объединили с самыми неожиданными «сообщниками», такими, как левый якобинец Шометт и Франсуаза Эбер — вдова казнённого Жака-Рене Эбера , ярого противника Демулена.
Казнили всех 13 апреля 1794 года (25 жерминаля II года). В газете «Политические и иностранные новости» появилась заметка:
Вчера в семь часов (вечера) без четверти были казнены заговорщики, осуждённые Революционным трибуналом. Шометт , сидевший рядом с Гобелем , отвечал яростной улыбкой на упрёки в атеизме, которые ему делали; Гобель был мрачен, молчалив, подавлен; бледный Диллон сидел рядом с Симоном; актёр Граммон — рядом со своим сыном; вдова Эбера и вдова Камилла Демулена, изысканно одетые и сохранявшие хладнокровие, разговаривали меж собой. Гобеля и Шометта казнили последними. Голова Шометта была показана народу под рукоплескания и крики «Да здравствует республика». Жена Эбера и жена Камилла Демулена взошли на эшафот первыми, они обнялись, прежде чем умереть .
Desmoulins, Lucile. Journal: 1788-1793. Texte établi et présenté par Philippe Lejeune. Paris: Éd. des Cendres, 1995.
Люсиль Демулен стала персонажем романа Хилари Мэнтел « Сердце бури ». Она появляется в ряде художественных фильмов: