Генрих II (король Франции)
- 1 year ago
- 0
- 0
Генрих Кунов ( нем. Heinrich Cunow , 11 апреля 1862 , Шверин — 26 августа 1936 , Берлин ) — немецкий историк , социолог , этнограф , публицист ; один из теоретиков германской социал-демократии .
Вырос в небогатой семье рабочего сцены. Учился в Ганновере . Работал бухгалтером на фабрике обоев. Примкнул к социал-демократическому движению, самостоятельно изучал марксизм, а также философию Канта и Гегеля . Начал сотрудничать в социал-демократической печати. С 1898 года был одним из редакторов социал-демократического теоретического журнала Die Neue Zeit , издававшегося Карлом Каутским . Одновременно с 1902 года редактор главного органа немецких социал-демократов — газеты Vorwärts , где он вместе с Генрихом Штрёбелем считался представителем левых антиревизионистов и выступал против Курта Эйснера .
После начала Первой мировой войны сначала выступал против военных кредитов, но уже с октября 1914 года стал « социал-шовинистом », то есть выступал с позиций защиты своего отечества. После войны оставался на крайне правых позициях в социал-демократии.
В 1917 году сменил на должности главного редактора Die Neue Zeit центриста Карла Каутского и занимал ее шесть лет. В 1919—1930 годах профессор Берлинского университета, в 1919—1924 годах директор Музея народоведения.
В 1933 году, после прихода к власти нацистской партии, Кунов потерял пенсию, его сочинения были публично сожжены. 20 августа 1936 года он умер обедневшим и забытым в Берлине.
Автор многочисленных работ по истории первобытного общества, эклектически сочетавших некоторые положения марксизма с теориями, заимствованными из этнографии «экономического направления».
Работа Кунова «Теологическая или этнологическая история религии?» ( „Theologische oder ethnologische Religionsgeschichte?“ ; 1910 ) была переработана И. И. Скворцовым-Степановым и издана на русском языке под названием «Происхождение нашего бога» ( 1919 , новое издание 1958 ). Труд Кунова о Великой французской революции ( 1908 ) в русском переводе вышел под названием «Борьба классов и партий в Великой французской революции 1789—1794 гг.», 3 изд., 1923).
В более поздних работах предпринял попытку ревизии положений марксизма. История в трактовке Кунова — это процесс постепенных социальных изменений, в которых «политические революции» будто бы не играют существенной роли. Социология в работах Кунова сближается с позитивистской эволюционной теорией, соединённой с экономическим материализмом. Главный философский труд Кунова «Марксова теория исторического процесса общества и государства» ( „Die Marxsche Geschichts-, Gesellschafts- und Staatstheorie“ , т. 1—2, 1920 — 1921 , русский перевод 2-го тома 1930 ) направлен против учения о пролетарской революции и диктатуре пролетариата .
В 4-томном исследовании «История хозяйства» ( 1926 — 1931 , русский перевод 1-го тома — «Хозяйство первобытных и полукультурных народов», 1929 ) Кунов полностью игнорирует понятие социально-экономической формации.
Посмертно вышло исследование о государстве инков ( „Geschichte und Kultur des Inkareichs“ , 1937 ).