Interested Article - Обнажённая шпора

«Обнажённая шпора» ( англ. The Naked Spur ) — классический американский текниколоровый вестерн , снятый режиссёром Энтони Манном в 1953 году с Джеймсом Стюартом в главной роли — третьем их совместном фильме в жанре вестерн . Сценарий был написан и , который был номинирован в 1954 году на премию Американской киноакадемии за лучший оригинальный сценарий, редкое признание для жанра вестерн в мире кино ( премию Оскар в 1954 году получил сценарий фильма «Титаник» ( 1953 , реж. Жан Негулеско ). Фильм снял оператор Уильям С. Меллор , оригинальная партитура музыки была написана Брониславом Капером .

Сюжет

Старатель Джесси Тейт ( Миллард Митчелл ) не обрадован неожиданной встрече в горах
Бен Вандергрот ( Роберт Райан ), голова которого оценивается в 5000 долларов, и его спутница Лина Пач ( Джанет Ли )
Бывший лейтенант-федерал Рой Андерсон ( Ральф Микер ) привычно держит в руках винчестер

1868 год. Бывший фермер и ветеран Гражданской войны Говард Кемп ( Джеймс Стюарт ) из Канзаса , ставший волей случая охотником за головами, отправляется на поиски Бена Вандергрота ( Роберт Райан ), разыскиваемого за убийство маршала в Абилине (штат Канзас) и за голову которого обещано вознаграждение в 5000 долларов . С помощью этих денег Кемп хочет выкупить обратно своё ранчо , которое он потерял по вине своей бывшей невесты, сбежавшей со своим новым возлюбленным, пока Кемп находился в армии.

Говард Кемп ( Джеймс Стюарт ) готов пойти на всё, чтобы доставить убийцу шерифа в Канзас

В Скалистых горах Колорадо он встречает старого золотоискателя Джесси Тэйта ( Миллард Митчелл ), который видел следы, и предлагает ему двадцать долларов , если тот поможет ему отыскать беглеца. На выстрелы Вондергота, устроившего засаду, неожиданно появляется незнакомец в форме лейтенанта федеральных войск. Приняв их за охотников за индейцами , он представляется лейтенантом Ройем Андерсоном ( Ральф Микер ) и показывает свои документы, из которых следует, что он был уволен из армии за бесчестный проступок. Андеросон предлагает свою помощь, и им всем вместе вскоре удаётся выйти на Бена Вандергрота, схватить его и его спутницу Лину Пач ( Джанет Ли ). Она оказывается дочерью его друга, Фрэнка Патча, застреленного при попытке ограбления банка в Абилине .

Присоединившиеся Тэйт и Андерсон, которые до этого принимали Кемпа за шерифа и не подозревали об истинной его роли, узнают от Вандергрота о 5000 долларах награды за его голову и настаивают на своей доле вознаграждения. Несмотря на то, что награду за пойманного убийцу теперь придётся разделить, Кемпу не остаётся ничего другого, как согласиться.

На обратном долгом пути в Абилин Вандергрот, не оставляя мысли сбежать, пытается играть на противоречиях между охотниками за головами, используя их корыстолюбие и стремясь столкнуть их между собой. После спровоцированного Андерсоном нападения индейцев Кемп получает ранение в ногу и вынужден остановить отряд на привал. Лина ухаживает за раненым Говардом, и постепенно между ними возникает чувство.

Путешествие продолжается и однажды ночью, старатель Тейт, соблазнённый рассказом Бена Вандергрота об известном только ему местонахождении золотой жилы, решается освободить ему руки и отправиться с ним и его спутницей в путь. После того, как Бен хладнокровно расправляется со ставшим ему ненужным старым Джесси, Лина окончательно отворачивается от Бена.

Вандергрот вновь устраивает засаду на высокой скале, чтобы расправиться с Кемпом и Андерсоном. Карабкаясь по отвесной скале, Кемп цепляется за выступы и трещины как крюком с помощью своей массивной ковбойской шпоры с звёздочкой. Добравшись до вершины, он неожиданно наносит Бену удар в лицо шпорой , прежде чем тому удаётся нажать на спусковой крючок . Застреленный Андерсоном Вандергрот падает в бурную горную реку и запутывается в корнях деревьев. При попытке вытащить убитого Бена из реки погибает сам Рой. Из последних сил Кемп тянет веревку с телом Бена и в ярости клянётся, что он доставит его обратно, чтобы вернуть свою землю. Приторочив тело Бена к седлу , он собирается отправиться в путь. Лина умоляет Кемпа отказаться от этих кровававых денег, говоря ему, что готова поехать с ним, выйти за него замуж и жить с ним на ранчо . Говард с отвращением понимает, как далеко он зашёл и что Лина стала ему дороже, чем ожидаемая награда. Похоронив Бена, Говард и Лина решают направиться в Калифорнию , навсегда распрощавшись со своим прошлым.

В ролях

Что осталось за кадром

  • Премьера фильма состоялась 6 февраля 1953 года в Денвере (Колорадо) , США .
  • Фильм снимался к северу от (штат Колорадо ).
  • Сценарий фильма « Обнажённая шпора » позднее был адаптирован Аланом Ульманом (Alan Ullman) как роман (New York, Random House, 1953). По сообщению « Нью-Йорк Таймс », Ульман считал награду в размере 5000 долларов за голову Бена Вандергрота непомерно высокой. Его собственные изыскания показали, что максимальная сумма, которую в 1868 году заплатили за голову убийцы, составила около 800 долларов .

Энтони Манн и Джеймс Стюарт

В 1950 годы, начало эпохи «нового вестерна» и время расцвета этого жанра в американском кино, Энтони Манн утвердился, прежде всего благодаря своим фильмам с участием Джеймса Стюарта в главной роли, как значительный представитель режиссёров этого направления, которые делали упор на тщательную прорисовку характеров своих героев и показ различных психологических аспектов эпохи так называемого Дикого Запада . Главный пафос вестернов этого времени — это надежда на перемены к лучшему, на наступление новых времён. C 1950 по 1955 гг. Джеймс Стюарт снялся в восьми фильмах Энтони Манна , но наиболее запоминающимися и лучшими стала серия из пяти новаторских классических вестернов режиссёра , объединённых между собой главным героем, которого его прошлое никогда не отпускает и держит прочно и присутствие которого в кадре говорит больше, чем высказанные им слова.

Снятые в самом начале в 1950 году картина « Винчестер '73 » и в 1952-м « », затем последовавшие за ними «Обнажённая шпора» (1953) (номинация на Оскар за оригинальный сценарий), « Далёкий край » (1954) и « » (1955) придали жанру новый импульс и оказали своё влияние на появление в американском кино известных вестернов 1960—1970-х гг.

В своих фильмах Энтони Манну удалось по-новому развернуть жанр вестерна в сторону исследования психологии , тёмных сторон личности героев, иногда жёсткого противостояния их характеров, использовав для этой цели как драматизм суровой природы, так и открытые ландшафты , привнеся при этом в вестерн чувственность как никакой другой режиссёр . Земля и небо, вода и просторы лесов и гор, определяют жизнь героев, и в этих условиях выживает только тот, кто в состоянии интерпретировать их знаки .

Кроме того, в фильмах « Винчестер '73 » (1950) и «Обнажённая шпора» (1953) Энтони Манн , будучи по существу трагическим режиссёром жанра, доводит своего воплощённого Джеймсом Стюартом протагониста , ветерана Гражданской войны , которого внутренние противоречия постоянно толкают к выбору между насилием и моралью , даже до состояния настоящей истерии . После недавно закончившейся Второй мировой войны подобное в полной мере было отражением всех её ужасов .

Джеймс Стюарт сделал больше фильмов с Энтони Манном , чем с любым другим режиссёром и, хотя эти фильмы нечасто упоминаются в одном ряду с таким творческими парами, как Стэнли Донен и Одри Хепбёрн , Джон Форд и Джон Уэйн , однако их сотрудничество является одним из самых успешных в истории кино .

Награды, номинации, признание

Критика

  • Джонатан Розенбаум (США): «Джеймс Стюарт в паре с Робертом Райяном играет нехарактерную для себя роль одержимого идеей о награде отвратительного охотника за головами в одном из действительно лучших вестернов Энтонни Манна…» .
  • Газета « Нью-Йорк таймс » : «В силу того, что вестерн является основным видом киноискусства, слишком часто выступающим в качестве банального средства для трактовки стандартных ситуаций и диалогов, приятно отметить, что „ Обнажённая шпора “…<>… это — как нельзя больше неожиданно жёсткая и эмоционально напряжённая картина» .
  • Еженедельник « Variety » (США): «Это напряжённая по накалу, с непавильонными съёмками мелодрама адресуется всем поклонникам жанра вестерна, любящим полный драматизма и суровой правды сюжет без всяких прикрас» .
  • По мнению известного американского кинокритика и историка кино Леонарда Малтина фильм « Обнажённая шпора » является «… одним из лучших когда-либо снятых вестернов» .
  • Французский кинопортал « Cinemagora » , анализирующий мнение французских и международных критиков, отнёс вестерн к одному из лучших фильмов 1953 года .
  • Немецкий «Лексикон международных фильмов» , приложение к издаваемому с 1947 года в Кёльне авторитетному киножурналу « Фильм-динст» (film-dienst) : «Если принять во внимание уровень тогдашних отношений, — это жёсткий вестерн, который можно отнести к разряду средних фильмов, несмотря на последовательное, психологически достоверное развитие сюжета и блестящий актёрский состав» .
  • Известный немецкий критик и киновед Томас Йеер о фильме: «… что касается характеристики его героев, это — определённо один из значимых вестернов послевоенного времени» .

Примечания

  1. от 1 мая 2011 на Wayback Machine (нем.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  2. от 20 октября 2020 на Wayback Machine (англ.) (Дата обращения: 1 августа 2011)
  3. (недоступная ссылка) (нем.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  4. от 8 июня 2013 на Wayback Machine (англ.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  5. от 13 декабря 2011 на Wayback Machine (англ.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  6. (англ.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  7. (недоступная ссылка) (англ.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  8. от 23 марта 2010 на Wayback Machine . (англ.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  9. от 20 сентября 2011 на Wayback Machine (фр.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  10. от 26 декабря 2015 на Wayback Machine (нем.) (Дата обращения: 4 августа 2011)
  11. Thomas Jeier: Der Western-Film. — Orig.ausg. — München: Heyne, 1987 (Heyne Filmbibliothek; 32/102) — ISBN 3-453-86104-3 , S. 101 (нем.) (Дата обращения: 4 августа 2011)

Ссылки

Источник —

Same as Обнажённая шпора