Общество оптики и фотоники
- 1 year ago
- 0
- 0
Музей оптики — музей, созданный Эрнстом Аббе в Йене на базе школы мастеров оптико-механического производства. Находится в здании, построенном архитектором Гансом Шлагом в 1924 году на площади имени Карла Цейса, дом 12.
Темой экспозиции музея является демонстрация культурно-исторического влияния изобретения, производства и внедрения оптико-механических инструментов, начатых в Йене на базе производства, организованного в форме народного предприятия Карлом Цейсом , Отто Шоттом и Эрнстом Аббе.
Площадь экспозиции составляет 600 м² и охватывает следующие темы:
Экспозиция музея даёт представление об истории очков за семь столетий их существования. Здесь же экспонируются очки некоторых исторических личностей, например очки
Роберта Коха
или
Рудольфа Вирхова
.
Отмечается, что первыми оптическими устройствами, с которыми познакомился широкий потребитель, были простые оптические системы коррекции недостатков зрения. Со времён античности для этой цели.использовались полированные линзы из горного хрусталя или драгоценных камней.
Уже в начале 13 века были известны линзы, имеющие форму полусферы, накладываемые на рукописный тогда текст и улучшающие благодаря эффекту увеличения шрифта его чтение. Тогда такие линзы назывались по -немецки
Lesestein
или
Einglas
. (В наше время их называют Визолет-лупой).
Изготовление и обработка прозрачного стекла к 13. веку достигла высокой степени совершенства, в особенности в республике
Венеция
. Овладение технологией изготовления двояковыпуклых линз сделало возможным размещения их на некотором расстоянии от текста. Соединение двух таких линз в единой оправе привело к созданию прототипа очков, появление которых в Венеции отмечено
1285 годом
. Поскольку оправы линз крепились с помощью заклёпки, такие очки получили название
Nietbrille.
Эта заклёпка находилась в области переносицы и очки держались на носу, сжимая его с двух сторон.
Обращение с такими очками было затруднено их громоздкостью. Но только в 15 веке появилась упрощённая конструкция, где оправы были соединены лёгкой дугообразной перекладиной и очки стали называться
Bügelbrille
. Спрос на такие очки был вначале невелик, поскольку в них нуждались, главным образом, монахи-переписчики книг.
Положение существенно изменилось после появления книгопечатания, когда число читателей многократно возросло. Этому способствовало и учреждение университетов.
На рубеже 17/18 веков появились конструкции очков, названных
Klemmbrille
(напоминающая пенсне), пользовавшаяся популярностью в течение двух с половиной столетий. В этой конструкции дугообразная перекладина служила одновременно пружиной, обеспечивающей контакт с носом пользователя.
Начавшаяся промышленная революция отразилась и на производстве очков. Уже в
1800 году
на рынок начали поступать очки самых с самыми разнообразными формами оправ. Очки стали предметом моды и нередко использовались и теми, кто в них не нуждался.
В
1780году
появился лорнет, поставляемый на рынок английской фамилией оптиков Адамс и нашедший массового покупателя после
Лейпцигской ярмарки
1800 года
В
1818
француз Лепаж начал изготовление складного лорнета, а в
1828 году
раскрытие лорнета стало обеспечиваться пружиной. Такой лорнет получил популярность в эпоху
Бидермейера
. Ему отдавали предпочтение и дамы из высших слоёв общества. Но уже в середине века с началом эпохи историзма мода на лорнеты, не всегда удобные в обращении и при том весьма тяжёлые, прошла.
Современный вид очковой оправы появился ещё в первые годы 18 века, но получил распространение не сразу. Вначале появились так называемые
Schläfenbrille
, оправа линз которых была снабжена двумя короткими штангами, прижимавшимися к вискам.
Когда эти штанги были продлены дальше, и были снабжены заушниками, очки, наконец, приобрели современную форму.
В
1825 году
французский врач Йозеф Бресси предложил очки типа
Klemmer
(пенсне). В этой конструкции пользователь при надевании очков сжимал пальцами выступы и изгибал перекладину в горизонтальной плоскости, которая, пружиня, создавала требуемое сжимающее усилие.
После
1840 года
такие очки пользовались чрезвычайной популярностью у представителей имущих слоёв населения. И были внешними признаками интеллигентности и учёности.
Особенным признаком аристократа стал монокль, бывший в ходу у немецких офицеров, происходивших из аристократических кругов, до конца Второй мировой войны.
После 20-х годов XX столетия повсеместно стали применяться очки современной конструкции, причём имевшие чрезвычайно различную форму оправы. Под влиянием Германии индустрия по производству очков была создана и в Америке. И в 50-е годы XX века очки окончательно стали объектом модного дизайна.
Очки, в особенности монокль и лорнет стали отличительными признаками принадлежности к образованным (и в те годы имущим) слоям общества.
Ещё в конце 17 века с помощью самостоятельно изготовленного микроскопа Левенгук сделал ряд выдающихся открытий в микромире, в том числе установил существование бактерий, эритроцитов, узнал о строении органов насекомых и многое другое. Однако, на протяжении следующего века микроскопия, как наука стагнировала по причине ограничения возможности перейти к бОльшим значениям увеличения (свыше 250 крат). Это было вызвано влиянием хроматической аберрации используемых линз. Микроскоп превратился в модное средство развлечения в салонах знати.
Использование фотографических методов в картографии началось в середине 19. века, то есть сразу же после разработки техники фотосъёмки. При этом подлинную революцию в картографии произвела аэрофотосъёмка . Это потребовало создания специальных фотографических объективов с минимальной аберрацией дисторсии , искажающей взаимное расположение деталей на фотоснимках. Кроме того, внешней причиной ошибок в координатах деталей, стала разновысокость рельефа местности, благодаря которой координаты характерных точек на плоскости фотоснимка искажались при сравнении с их действительным положением в случае, когда при съёмке они находились не на вертикали по отношению к объективу фотокамеры. Для коррекции этих ошибок использовался метод сравнения координат на двух последовательно сделанных снимках на специальном точном приборе - стереокомпараторе .
Техника проекции изображений с помощью оптических средств зародилась в «Век просвещения», в начале 17-го века, когда в массах возник постоянно расширяющийся запрос на иллюзии и чудеса. В 1799 году в Париже Гаспар Этьен Робертсон собирал массы народа демонстрацией изображений ужасов революции. В начале XIX века волшебный фонарь ( ) стал профессионально использоваться в своеобразных театральных представлениях. Начиная с 1841 года и в течение 40 лет в лондонском Королевском политехническом институте с большим успехом демонстрировались серии увлекательных картин в их проекции на огромный экран.
Родился в 1851 году в Виттене. В 1879 году встретился с Аббе, будучи уже специалистом- химиком по производству стекла. В 1882 году переехал в Йену. Здесь при финансовой поддержке Карла и Родериха Цейсов, Аббе и государства он основал Лабораторию по изготовлению технического стела «Шотт и товарищи», в которой он разрабатывал новые сорта стёкол и продвигал их варку в производство. Это позволило Аббе, уже после смерти Цейса, существенно расширить номенклатуру изготовляемых оптических приборов. Что обеспечило компании Цейса ведущую роль в оптико-механической промышленности. А также на мировом рынке продукции. В экспозиции музея имеется специализированный раздел, посвящённый жизненному пути Шотта. Изобретённые Шоттом сорта стекла позволили создать в 1886 году микрообъектив-апохромат, позволивший существенно снизить хроматическую аберрацию и существенно повысить увеличение микроскопов
Первый планетарий был открыт в 1925 году В Мюнхене. На следующий год аппаратура для имитации ночного неба и движения светил (также называемая планетарием) была установлена в специально построенном для неё здании в Йене.