Interested Article - Робертсон, Кристина

Кристи́на Ро́бертсон (урождённая Са́ндерс ; англ. Christina Robertson , Saunders ; 17 декабря 1796 , , близ Эдинбургa , Королевство Великобритания 30 апреля [ 12 мая ] 1854 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — британская ( шотландская ) художница , популярный мастер салонного портрета , несколько лет работавшая при российском императорском дворе. Первая женщина — почётный член Королевской Шотландской академии (с 1829), почётный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1841).

Биография

Кристина Робертсон — племянница лондонского художника Джорджа Сандерса. Вероятно, он и обучил Кристину живописи, и помогал ей найти заказчиков в начале её пути. С 23 мая 1822 года — супруга портретиста Джемса Робертсона; их венчание состоялось в церкви Мэрилебон в Лондоне. В браке родила восьмерых детей, но зрелого возраста достигли лишь четверо детей — два сына, Джон и Уильям, и две дочери, Агнесс и Мэри.

В 1823 году работы Кристины Робертсон демонстрировались лондонской публике в залах Королевской Академии , а в следующие десять лет она приобрела солидную клиентуру среди аристократии и предпринимателей. С 1829 года — почётный член Королевской академии в Эдинбурге.

Гравюры с портретов Робертсон, напечатанные в журналах и иллюстрированных альманахах, стали хорошо известны в континентальной Европе и в России. По мнению российского биографа Робертсон — сотрудницы Эрмитажа Елизаветы Ренне, эти портреты мало чем отличались от работ современников, публиковавшихся в тех же журналах, но именно следование духу времени сделало Робертсон модной среди петербургской знати .

В первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году. Вначале она писала портреты знати, некоторые из которых тиражировались в гравюрах (англ.) , также жившего тогда в России. Весной 1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I и его семейства. В том же году серия ростовых портретов императрицы Александры Фёдоровны и её дочерей выставлялась в Академии художеств , а сама Робертсон стала почётным вольным общником Академии (второй женщиной — членом Академии после Виже-Лебрён ). Граф М. Д. Бутурлин , описывая художественную жизнь Петербурга, писал :

Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий. У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать свои портреты заморскою этою артисткою, которая брала за них неслыханные цены, по 4000 или даже по 5000 рублей серебром, если портрет был в натуральный рост, по 2000 (помнится мне) за поясной и по 700 (или около того) рублей за головной, с одними плечами... Модная Британская артистка написала поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то около ста тысяч рублей серебром... не прошло и шести лет, как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит.

Бутурлин был не вполне прав в своих оценках — акварельные портреты, написанные Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение всей его жизни. Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции , и пострадал во время переворота .

В 1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург. В январе 1849 года её вновь пригласили в Зимний дворец писать портреты невесток Николая I — цесаревны Марии Александровны и великой княгини Александры Иосифовны . В феврале 1850 года Робертсон известили о том, что Николай I «не удовлетворён» новыми портретами и приказали исправить уже написанное. В сентябре 1851 года двор повелел хранителю эрмитажных портретов Ф. А. Бруни вернуть все копии Робертсон без оплаты .

В конце жизни бедствовала, из-за отсутствия средств не могла вернуться в Англию. Смерть Робертсон во время Крымской войны , когда большинство британской колонии в Петербурге уехало из России, осталась незамеченной. Художницу похоронили на Волковском лютеранском кладбище .

После Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в частных собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям. В коллекциях современного Эрмитажа находятся тринадцать работ Робертсон, из которых двенадцать атрибутированы точно, а одна — предположительно : семь портретов членов императорского дома, четыре — представителей семьи Юсуповых из собрания Юсуповского дворца , портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем». Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и не известно . Вероятно, что лицо Марии Александровны на эрмитажном портрете было переписано в манере Франца Винтерхальтера уже после смерти Робертсон. Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I, хранятся в музеях Петергофа .

Галерея

Примечания

  1. Ренне, 2000.
  2. Ренне 2009, с. 189.
  3. Blakesley, c. 104.
  4. Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский Архив. 1901. Кн. 3.
  5. Ренне 2009, с. 200.
  6. // Петербургский некрополь : в 4 томах / Сост. В. И. Саитов . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1912. — Т. 3 (М—Р). — С. 592.
  7. Ренне 2009, с. 199–200.

Литература

  • Беляев Н. С. : краткий биографический справочник / Библиотека Российской академии наук ; автор-составитель Н. С. Беляев. — СПб. : БАН, 2018. — С. 226. — 326 с. — 300 экз. ISBN 978-5-336-00234-8 . — OCLC .
  • Власов В. Г. Робертсон Христина // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 264. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
  • Ренне Е. П. Британская живопись XVI—XIX веков: каталог коллекции. — СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. — С. 185—201. — 316 с. — 1000 экз. ISBN 9785935723767 .
  • Ренне Е. П. // Наше наследие . — 2000. — № 55 .
  • Blakesely, R. Women and the Visual Arts // / Rosslyn, W. and Tosi, A.. — Open Book Publishers, 2012. — Т. 3. — С. 91—118. — 262 с. — ISBN 9781906924652 .
  • Remington V. / V. Remington // Oxford Dictionary of National Biography : in association with the British Academy : from the earliest times to the year 2000 : [ англ. ] : in 60 vol. / edited by H. C. G. Matthew and Brian Harrison. — Oxford, New York : Oxford University Press, 2004. — . — P. 214–215. — XV, 1008 p. : ill. — ISBN 0-19-861411-X . — ISBN 0-19-861397-0 (vol. 47). — LCCN . — OCLC .

Ссылки

  • . Artcyclopedia . Дата обращения: 14 декабря 2017.
Источник —

Same as Робертсон, Кристина