Interested Article - Космополитизм

Флаг Всемирного правительства граждан мира

Космополити́зм ( лат. соsmороlitа , от др.-греч. κόσμος — «вселенная» и πολίτης — «гражданин» ) — идеология мирового гражданства , ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного жителя Земли . Согласно Дж. Р. Солу , космополитизм — мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма .

История

Космополитизм зародился в Древней Греции , мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ , но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген . В то время космополитизм развивался в учении киников , сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война , приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов . В дальнейшем теоретическое обоснование развивали стоики , особенно в римскую эпоху, чему способствовал универсальный характер империи.

В Средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении Католической церкви создать папскую теократию , но не развивался в теоретическом плане. Начиная с XVI века космополитизм носил преимущественно светский характер. В 1544 году Гийом Постель заново изобрёл термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого. Тем не менее космополитизм находился ещё в стадии становления, развиваясь в тайных обществах алхимиков и герметистов .

Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма, благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию . Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев. Это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения , такие как Монтескье и Вольтер , стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями. На этом пути важную роль сыграли проекты « Вечного мира » Бентама и Канта , предлагавшие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека.

Возрождение космополитизма произошло в XX веке на волне сильных общественных потрясений, связанных с мировыми войнами и революциями. В это время в Европе отмечалось развитие движения безнационализма , который можно считать радикальной ветвью космополитизма. В 1921 году Эжен Ланти основал Всемирную вненациональную ассоциацию ( SAT ) , в задачу которой входили способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. В 1931 году был опубликован основной документ ассоциации — «Манифест безнационализма». В СССР со второй половины 1930-х годов началась методичная борьба сначала против « низкопоклонников », а затем против « безродных космополитов ».

После Второй мировой войны космополитизм успешно развивался в капиталистических странах, 10 декабря 1948 года была принята « Всеобщая декларация прав человека », закрепившая в международном законодательстве естественные права каждого жителя Земли, а в 1954 году Гарри Дэвис основал « Всемирное правительство граждан мира » ( World Service Authority ), НКО , известную выдачей паспорта гражданина мира . Параллельно в СССР происходила борьба с космополитизмом , идеологическая кампания, направленная против части советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.

В XXI веке космополитизм продолжил своё развитие на волне всеобщей глобализации . Часть либертарианцев и коммунитаристов в противостоянии нигилизму и индивидуализму рассматривает космополитизм как один из важнейших столпов свободы человека .

Поддержка космополитизма

Л. Н. Толстой высказывал мнение, что патриотизм — пережиток варварских времён, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:

…ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма — войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубеждённого человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся… Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма , анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы .

Философ идеологического коммунитаризма Майкл Уолцер рассматривал марксизм-ленинизм как «извращённый космополитизм».

Ярким сторонником космополитизма является Стив Харвиц. Философская платформа космополитизма получила развитие в трудах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса . Также космополитизм нашёл место в работах немецкого социолога и политического философа Ульриха Бека , в частности в его книге « Космополитическое мировоззрение ».

В процессе глобализации интернационализм трансформируется в единую общечеловеческую культуру и единое мировоззрение эволюционным путём. При этом критика космополитизма по доводу «насильственная ассимиляция» невозможна в принципе и не относится к данному термину, так как космополитизм затрагивает лишь национально-культурные различия, разность мировоззрений, на данном историческом этапе, и предполагает лишь слияние культур.

Критика

Часто космополитизм подвергается критике за пропаганду безразличия к национальным традициям, пренебрежения национальной культурой. Сторонники патриотизма не согласны с мнением сторонников космополитизма, что в современных условиях понятие родины лишено какого-либо значения.

В СССР официальная позиция власти состояла в том, что космополитизм является реакционной буржуазной теорией, проповедующей отказ от национальных традиций и культуры, от государственного и национального суверенитета . Ему противопоставлялся пролетарский интернационализм , подразумевающий «перспективу постепенного и добровольного сближения, а затем и слияния наций» . В. И. Ленин в поддержку идеи «слияния наций» заявлял:

Целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их… к неизбежному слиянию наций человечество может прийти лишь через переходный период полного освобождения всех угнетённых наций, то есть их свободы отделения .

Противники космополитизма считают, что общечеловеческая культура складывается из достижений отдельных наций; литература, искусство, музыка, не имеющие корней в народе, оказываются неспособными создать великие произведения [ источник не указан 186 дней ] .

Пропагандируемый сторонниками космополитизма отказ от суверенитета в пользу международных и надгосударственных организаций и объединений, передача права на принятия решений наднациональным институтам, приводит к ухудшению национальных экономик более слабых стран, входящих в них [ источник не указан 2529 дней ] . Наднациональный характер таких объединений ограничивается утратой странами самостоятельности в определении экономической политики и переходом функции национальных правительств органам, контролируемым наиболее сильным участником союза. Например, в Европейском союзе таким участником является Германия [ источник не указан 186 дней ] .

Космополитизм в культуре

  • Фужере де Монброн в 1750 году написал роман «Космополит, или Гражданин мира», в котором демонстрирует разрыв с отечеством и моралью, а также выводит следующую максиму: «Мир подобен книге, и тот, кто знает только свою страну, прочитал в ней лишь первую страницу».
  • Сомерсет Моэм в 1936 году назвал сборник коротких рассказов «Космополиты».
  • Известный международный модный журнал « Cosmopolitan » буквально переводится как «Космополит».
  • Александр Генис назвал сборник своей лучшей путевой прозы «Космополит. Географические фантазии».

См. также

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  2. . Дата обращения: 9 апреля 2014. 24 ноября 2015 года.
  3. Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1986
  4. Фрейхоф В . Космополитизм // Мир Просвещения. Исторический словарь. М.: Памятники исторической мысли, 2003, с. 31—41
  5. Галлагер Э. от 3 апреля 2018 на Wayback Machine
  6. Толстой Л. Н. Дата обращения: 28 апреля 2009. 21 августа 2011 года.
  7. Космополитизм / Модржинская Е. Д. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. Ленин В. И. ПСС. — Т. 27. — С. 256.

Литература

  • Бек У. Космополитическое мировоззрение . — М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2008. — 336 с. — ISBN 978-5-903844-036 .
  • Блюмин И. Г. // . — М. : Изд-во АН СССР , 1962. — Т. II. Критика современной английской и американской политической экономии. — С. 280—287. — 519 с. — 3200 экз.
  • Киршин Ю. Я. Космополитизм — будущее человечества?. — Клинцы: Клинцовская городская типография, 2013. — 408 с. — ISBN 978-5-88898-463-5 .
  • Куусинен О. В., Арбатов Ю. А., Беляков А. С. и др. Основы марксизма-ленинизма: учебное пособие. — М.: Госполитиздат, 1962. — 783 с. — 1 050 000 экз.

Ссылки

  • Деррида Ж. Глобализация. Мир. Космополитизм. / перевод Дмитрия Ольшанского // журнал « », № 2 (8), 2004. — С. 125—140;
Источник —

Same as Космополитизм