Interested Article - Никодемович, Анджей

А́нджей Никоде́мович ( польск. Andrzej Nikodemowicz ; 2 января 1925 , Львов , Польская Республика 28 января 2017 , Люблин , Польша ) — польский композитор , пианист, дирижёр и музыкальный педагог .

Биография

Сын архитектора . В 1939—1940 годах был органистом во львовском костёле св. Климентия , в 1947—1950 годах — в костёле Марии Магдалины .

В годы немецкой оккупации, чтобы избежать принудительного труда в Германии, устроился на работу «кормителем вшей» ( ) на завод по производству противотифозной вакцины при институте по исследованию тифа под руководством профессора Рудольфа Вайгля .

После освобождения Львова от фашистских оккупантов, с 1944 года обучался на химическом факультете Львовской политехники . В 1946 г. перешёл на учёбу во Львовскую консерваторию , учился у А. Солтыса ( композиция ), 1950; и Т. Маерского ( фортепиано ), 1954).

В 1951—1973 годах работал во Львовской консерватории, сначала в должности заведующего кабинетом истории музыки, в 1956 году начал читать лекции по теории музыки и фортепиано. С 1959 года — член Союза композиторов Украинской ССР .

Сочинил ряд религиозных кантат , хотя официально этого не афишировал, а был известен лишь как автор инструментальных произведений. В 1973 году был уволен из консерватории, с лишением права преподавания, исключён из Союза композиторов. Поводом стало его задержание комсомольским патрулём детей на праздник Пасхи при выходе из костёла . Позже, работал корректором украинского отделения Музфонда. Давал частные уроки музыки.

В 1980 г. выехал в Польшу и поселился в Люблине . Преподавал в Люблинском католическом институте и Университете Марии Кюри-Склодовской . С 1995 года — профессор.

С 1989 года — президент Люблинского отдела Союза польских композиторов, почётный президент фонда «Muzyka Kresów». В 1980—1984 гг. преподавал в Государственной музыкальной школе. В 1982—1992 годах — дирижёр хора Высшей духовной семинарии.

Похоронен на Кладбище на улице Липовой .

Творчество

Создавал музыку различных жанров и форм. Особое место в его творчестве занимают сакральные произведения. Ранние работы композитора отражают неоромантические тенденции и влияние А. Скрябина и К. Шимановского .

С Шести маленьких этюдов для фортепиано (1958) начал интерес к новой музыке, включая додекафонию и cонорику . В последующие годы основное внимание уделял вопросам звучания, создал серию из четырех частей Composizione sonoristica .

Избранные музыкальные сочинения

  • Романс для скрипки и фортепиано (1947).
  • Соната для фортепиано (1949).
  • Цикл «Сонорит» для скрипки и виолончели (1960-е).
  • «Шестьдесят шесть экспрессий» для фортепиано (1959—1960).
  • «Двадцать экспрессии» для фортепиано с оркестром (1960).
  • Концертная музыка для голоса с оркестром (1963).
  • Три колыбельные для гобоя и фортепиано.
  • Три ноктюрна для трубы и фортепиано.
  • «Пять диалогов» для флейты и фагота (1964).
  • Концертино для фортепиано и духового оркестра (1967).
  • «Камерный концерт» для фортепиано с оркестром (1968).
  • «Сонористическая композиция» для скрипки, виолончели и фортепиано (1971).
  • Цикл «Семь польских народных песен» для смешанного хора (а капелла, 1972).
  • Концерты для голоса и симфонического оркестра (1972).
  • Симфония (1975).
  • «Литания лоретанская» (Litania Loretańska) — 4 версии для различного состава хора и оркестра, написанные в течение 1960—1990 годов.
  • Семь концертов для фортепиано, два для виолончели и один для скрипки с оркестром.
  • «Пять диалогов для флейты и фагота».
  • Около 50 сакральных кантат

Награды

Примечания

  1. Сторінки історії Львівської державної музичної академії ім. М. В. Лисенка. — Львів: Сполом, 2003. — С. 143.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Никодемович, Анджей