Яковлев, Леонид Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Леони́д Гео́ргиевич Еки́мов ( 3 февраля 1931 , с. Тарасово , Усть-Кутский район , Киренский округ , Восточно-Сибирский край , РСФСР — 24 февраля 2017 , Москва , Российская Федерация ) — советский и российский оперный певец ( баритон ) и педагог. В разное время солист Саратовского , Минского оперных театров, МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . Народный артист РСФСР .
Мама Лидия, окончившая институт благородных девиц , приехала туда из Санкт-Петербурга — обучать крестьянских детей; вышла замуж за казака Георгия Бобровникова, начальника милиции района. В 1934 году семья переехала в Омск . Леонид, четвёртый из пятерых детей, начал петь в пять лет. Всё окружение — простые люди и казаки — тоже пели, были музыкальны от природы, что сыграло большую роль в развитии будущего певца наряду с природными данными.
В Омске началась прочная дружба тогда ещё мальчиков Л. Г. Екимова и Владимира Ухина (известного «дяди Володи» — ведущего программы « Спокойной ночи, малыши !»). Серьёзную закалку будущий певец получил в военные годы, когда работал учеником сапожника .
В 1947 году прошёл курсы музыкальной подготовки рабочей молодёжи при Омском музыкальном училище им. В. Я. Шебалина .
В Омске началась дружба и сотрудничество на долгие годы с Юрием Львовичем Юровским, тогда директором филармонии и создателем омского народного хора (впоследствии, в Москве — директором Росконцерта, и позднее — директором Бюро пропаганды советской музыки). С 1948 года — солист Омской филармонии. Работал в концертной бригаде по обслуживанию села. С 1951 года начал петь в только что созданном Омском хоре (был первым солистом, подключившимся к созданию этого хора, одним из его родоначальников).
В 1953 года участвовал в международном конкурсе хоровых коллективов с запевом песни « Славное море, священный Байкал » (заняли 1-е место).
Там Леонид Екимов встретился с румынским певцом (баритоном) Николае Херля , который дал ему высокую оценку и сказал: «Ты настоящий самородок с великолепным голосом, но в России петь тебя не научат». Во многом «школу» Л. Г. Екимов получил благодаря пластинке Николае Херля .
Гастролировал в ГДР , ЧССР , Румынии , Югославии , Кубе , Австралии , Мексике , Новой Зеландии , США , Швейцарии , ФРГ , Японии , Бельгии , Нидерландах , Марокко .
В 1958 года министерством культуры СССР был направлен в Минск по заявке Большого Белорусского оперного театра . Там певец проработал один сезон (с октября 1958 по март 1959), исполнив партии: Моралеса (« Кармен » Ж. Бизе ), Альберта ( Вертер Ж. Массне ), Фредерика (« Лакме » Л. Делиба ), барона (« Травиата » Дж. Верди ), Шарплеса (« Чио-чио-сан » Дж. Пуччини ).
В Саратове окончил консерваторию им. Собинова и в 1959 году был приглашён в Саратовский академический театр оперы и балета , где работал до 1967 года .
С 1967 года работал в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и преподавал в Академическом музыкальном колледже (бывш. училище) при Московской государственной консерватории им. Чайковского . Также преподавал в Академии профессионального мастерства искусств (г. Москва).
Исполнял ведущие партии баритонального оперного репертуара во многих оперных театрах страны как приглашенный солист (например, партию Фигаро в спектаклях Большого театра (ГАБТ) . Участвовал в зарубежных гастролях театра, исполнял первые партии на сценах Германии, Бельгии, Чехословакии, Японии, Марокко и т. д.
С сольной программой «Песни русского сердца» объездил многие города и республики СССР с Оркестром русских народных инструментов им. Осипова , с баянистом, засл.арт РСФСР Юрием Сидоровым , с инструментальным квартетом Калужской филармонии «Калинка». Певец многократно принимал участие в фестивалях советской музыки, Шаляпинском оперном фестивале (г. Казань), в зарубежных гастрольных поездках ансамбля московского казачьего общества.
В 2007 году отмечал творческий юбилей: 40 лет работы в музыкальном театре и исполнил партию Эбн-Хакиа в опере « Иоланта » .
Ученики Леонида Екимова — лауреаты международных конкурсов, солисты московских и зарубежных оперных театров, известных ансамблей.
Голос исполнителя отличался большим диапазоном (от ми-бекар большой октавы до си-бекар первой октавы), непринуждённостью, естественностью, истинной оперной «полётностью» звука, густотой и звонким «металлом», свободой и непринуждённостью самых высоких нот, удивительно насыщенной обертонами лирико-драматической краской и безупречным тембральным соединением интервалов. Эти данные позволили ему исполнять все партии баритонального репертуара, от предельно высоких лирических (например, Фигаро в «Севильском» с его постоянными «ля» первой октавы) до драматических (таких, как Эскамильо в «Кармен», считающийся в XXI веке партией бас-баритона).
Похоронен на Старо-Восточном кладбище Омска .
В Москве сложились творческие и дружеские отношения с дирижёрами М. В. Юровским , Д. Г. Китаенко , В. М. Кожухарем , с режиссёрами Д. Михайловым , И. Г. Шароевым . В Москве же состоялось знакомство с М. Л. Ростроповичем и совместная работа в Большом театре над партией Онегина.
Сотрудничал с Берлинской « Комише опер » — с режиссёрами В. Фельзенштейном в опере « Кармен » и Гарри Купфером — « »,
Долгие годы продолжалась творческая дружба с артисткой театра оперетты Т. И. Шмыгой . Л. Г. Екимов участвовал в её творческих вечерах в сценах из классических оперетт: « Сильва », « Цыганский барон », « Летучая мышь », « Мистер Икс », « Баядера » и т. д.
Екимов исполнял произведения известных советских композиторов, с которыми дружил и работал: А. И. Островского , С. С. Туликова , О. Б. Фельцмана , В. И. Рубина , Т. Н. Хренникова , С. А. Губайдулиной , В. Струкова , Т. А. Чудовой и др.
Личная дружба связывала Л. Екимова с эстрадным певцом и композитором, засл. арт. РСФСР Александром Ковалевским, с актером МХАТ и советского кино — Борисом Николаевичем Борисовым , с солистом ГАБТ Львом Вернигорой. Поэт и драматург Михаил Слуцкий посвятил Л. Екимову стихотворение «Книга жизни». Л. Екимов поддержал в начале творческого пути талантливого оперного дирижёра Марию Максимчук.
«…Его Онегин имел все черты хорошего певца и героя. Сюда относятся: умение держаться на сцене, прекрасная осанка, благородное отношение к Татьяне и голос, который по своему уровню намного превосходил всех остальных исполнителей. С первой ноты Леонида Екимова прозвучали светлые и лирические краски его насыщенного баритона, которые в драматических сценах сменялись приглушенным звучанием. <… >Леонид Екимов двигался по сцене очень уверенно. Этими своими данными актёр привлекал к себе постоянное внимание. Его данные особенно ярко проявились в пятой картине оперы, что подчеркивала выразительная мимика и его звонкий голос, главным преимуществом которого является идеальное соединение тонов. В последнюю, седьмую картину Екимов вложил всю страсть мужчины, в сердце которого загорелась безответная любовь…»
- «Вечерняя Прага» 17.10.1983 г.
«<…> Актёрский ансамбль заслуживает одобрения. Исполнитель роли Онегина заслуженный артист РСФСР Л.Екимов очень естественен и прост в выборе выразительных средств для своего героя. Благородство облика, некоторая холодность — главный черты его Онегина. Правда, в некоторые моменты создаётся впечатление „благополучной уравновешенности“ образа, но вместе с тем, привлекает то, что актёр нигде не „пережимая“ и не утрируя краски создаёт очень цельный характер.»
Соломонова, И. Спектакль — не подвластный времени / И. Соломонова // Тихоокеанская звезда. — 04.04.1979.
Всего исполнил 59 оперных партий.