Дед Мороз и лето
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мороз в Лувесьенне» — картина художника-импрессиониста Альфреда Сислея из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Пушкинского музея) .
На картине изображён городок Лувесьен под Версалем ясным зимним днём, небо затянуто лёгкой дымкой. На переднем плане покрытая снегом земля, справа кусты, голые садовые деревья, слева забор-штакетник и деревья с ещё не до конца облетевшей листвой; в глубине видны крыши домов и вдали — церковь Святого Мартина (XIII век). Слева внизу подпись художника и дата: Sisley. 73 . На обороте наклеен ярлык галереи Дюран-Рюэля .
В Лувесьене Сислей жил с 1871 по 1874 год и здесь им было написано более 80 картин, в том числе и эта картина. В собрании Будапештского музея изобразительных искусств находится эскизный рисунок Сислея к картине (цветной мел, жёлтая бумага, 18,2 × 30,5 см, инвентарный № 1435—2788).
Ранняя история картины не установлена, 3 мая 1902 года она была куплена П. Дюран-Рюэлем за 9300 франков на распродаже коллекции Жюля Штраусса в парижском аукционном доме «Отель Друо». В следующем году он продал картину московскому промышленнику И. А. Морозову . Таким образом «Мороз в Лувесьенне» стал одним из первых приобретений начинающего коллекционера. В архиве ГМИИ имени А. С. Пушкина имеется письмо Дюран-Рюэля Морозову от 22 июня 1903 года с согласием продать картину за 11500 франков (при этом он указывает что такая цена — большая жертва для его фирмы), а уже 27 июня он дал расписку в получении оговоренных денег .
После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ) . В 1948 году ГМНЗИ был расформирован и картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Выставляется в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, зал 11 (зал Ренуара, Сислея и Писсарро) .
Доцент РГГУ Анна Владимировна Познанская в каталоге собрания Морозовых следующим образом характеризует картину:
Сислей и наиболее близкий ему по духу импрессионист Камиль Писсарро нередко писали зимние виды, с удовольствием передавая сложную игру цветовых рефлексов на снегу. Однако в этой работе мастер не спешит ошарашить зрителя сложной игрой оттенков белого: судя по виду снежных облаков, сверкающий осенним золотом, но уже покрытый первым снегом Лувесьенн только готовится к серьёзной зиме. Нежный колорит и мягкий рассеянный свет напоминают о том, что в конце 1860-х годов Сислей был учеником Камиля Коро .