Interested Article - Мустафаев, Абдул-Басир
- 2021-09-06
- 1
Мустафаев Абдул-Басир хаджи ( 1865 , Нижнее Казанище , Темир-Хан-Шуринский округ , Дагестанская область , Российская империя — 1932 , Хамаматюрт , Бабаюртовский район , ДАССР , СССР ) — известный учёный арабист, религиозный и общественно-политический деятель начала XX века . В 1919 году назначен Шейх-уль исламом Дагестана , председатель Шариатского суда .
Биография
Родился в селе Нижнее Казанище в семье почётного узденя Дады из рода Шартилерь, мать Сюйду, сестра богатого помещика Патали Тонаева. По национальности кумык . Умер в селе Хамаматюрт Бабаюртовского района за 2 часа до ареста. Похоронен в селе Нижнее Казашище, Буйнакского района .
Общественная деятельность
Абдул-Басир хаджи, один из известных религиозных деятелей Дагестана в период гражданской войны и установления Советской власти. В 1915—1917 годы полковой мулла в кавалерийском корпусе . В 1917 году депутат первого горского съезда, член духовного совета от Дагестанской области, совместно с Нажмудином Гоцинским, которого на съезде выбрали муфтием Северного Кавказа, и Джамалутдином-кади Карабудахкентским. В дальнейшем отошёл от идей горского правительства, в программе которого было создание независимой Горской Республики. Был резким противником Н.Гоцинского в его стремлении создать в Дагестане новый имамат. Не принял и Советскую власть, по своим политическим идеям, был сторонником вхождения Дагестана на правах широкой автономии в состав России, без большевиков. В 1917 году , один из организаторов « Милли комитета » Исмаилов Мустафа-кади на открытом собрании призвал; « Мы поручаем провести шариат в Дагестане учёным; шейху Али-хаджи Акушинскому и Казанищенскому улему Абдулу-Басир хаджи и разделяем мнение этих двух богословов, относительно проведения шариата и улучшения быта мусульман » . Перед выступлением на сходе в Казанище Нажмутдина Гоцинского в 1918 году , между ним и Абдул-Басир-хаджи случился конфликт. Как отмечает в своей книге Махмуд Гаджиев; «Виновником конфликта, был сам Гоцинский, который первым насмехался над Абдулбасиром-хаджи, припомнив ему службу в Российской армии в первую мировую (Абдул-Басир-хаджи, был полковым муллой)-» Да, я служил России и горжусь этим, и твой отец Нажмудин сначала предал Шамиля, потом то же служил России "-выпалил Абдул-Басир: Эти слова в свой адрес, привели в ярость Нажмудина, он хотел броситься на обидчика, только вмешательство других, предотвратил конфликт, Нажмудину пришлось громко заявить толпе: « Мой отец, никогда не предавал Шамиля, это слухи, которые распускают социалисты и большевики ». Впоследствии большевистские агитаторы и пропагандисты часто использовали этот аргумент в своих выступлениях и листовках против Гоцинского.
В годы Гражданской войны
15 июля 1919 года в приказе правителя Дагестана генерала М.Халилова о лишении звания шейх-уль-ислама Али-Хаджи Акушинского, написано; « Во имя справедливости, во имя народного блага, я, Правитель Дагестана, объявляю всему народу дагестанскому, что Али-Хаджи Акушинский , как изменник, явившийся причиной народных бедствий и обагривший руки в крови своих братьев мусульман, не Шейх-уль-ислам, а давно уже лишён этого звания. Временно, до избрания народным съездом, мною уже назначен Шейх-уль-исламом Абдул-Басир Гаджи Мустафаев. Призываю народ во всех делах Шариата исполнять повеления Шейх-уль-ислама Абдул-Басира Гаджи Мустафаева ». . 21 сентября 1919 года временный шейх-уль-ислама Дагестана Абдул-Басир хаджи обратился с письмом к Али-хаджи Акушинскому и Осману Османову, начальнику повстанческого штаба, с предложением прекратить кровопролитную борьбу против Деникина и заключить мир. Это предложение подтолкнуло позже Али-хаджи Акушинского к переговорам с деникинцами, об условиях заключения мира. Принимая во внимание лишения и крайнее истощение дагестанского народа, он пошёл на этот шаг, с другой стороны он стал опасаться всё усиливающейся роли большевиков в Совете Обороны и приближения Красной Армии к границам Дагестана. В силу целого ряда причин переговоры не дали успеха. . В 1919 году Мустафаев Абдул-Басир-хаджи был назначен председателем Военно-шариатского суда, многие историки Советского времени обвиняли именно его, что он подписался под приговором У.Буйнакскому , недавно опубликованные воспоминания Абусуфьяна Акаева , говорят, что подписались другие члены военно-шариатского суда, а именно Гебек Аварский, ярый контрреволюционер, и некий Ибрагим Дурангинец .
Последние годы жизни
В период утверждения Советской власти в Дагестане был вынужден скрываться от органов ВЧК - ОГПУ , умер своей смертью за два часа до ареста, по рассказам очевидцев, после каждого намаза (молитвы), просил Всевышнего поскорей предстать перед Ним, чем перед чекистами , так оно и случилось.
Семья
Все дети Абдул-Басир-хаджи умерли в младенчестве, родной брат Мустафа репрессирован в 30-е годы, сёстры:
1. Нюржаган, была первой женой Данияла Апашева , умерла при родах.
2. Умрахиль, была женой Бексултана Апашева, приговорен к расстрелу в 1933 году .
3. Умзахрат, была женой Ибрагима Тонаева, приговорен «тройкой» к расстрелу в 1937 году .
Примечания
- Казулаева П. Биография А-Б. Мустафаева. Буйнакск 1993. С.4
- Гаджиев М. Казанище Страницы истории. Махачкала. ИД «Эпоха», 2007. С. 40.
- Гаджиев А. Мустапа Кади Исмаилов. Межд. Академия Востока. Махачкала. 2000. С.4, С. 5.
- Opendag.ru.Приказ № 100 генерала М.Халилова
- Opendag.ru.Начальный этап гражданской войны в Дагестане
- Kumukia.ru. Абусуфьян Акаев. Воспоменания. Из рук. ф. ИИЯЭ ДНЦ РАН
Литература
- (недоступная ссылка)
- 2021-09-06
- 1