Interested Article - Буревой, Кость Степанович

Кость Степанович Буревой (настоящее имя — Константин Степанович Сопляков ; 2 [14] августа 1888 — 15 декабря 1934) — советский украинский поэт, драматург, театровед и литературный критик, переводчик. Революционный деятель.

Участник литературной дискуссии 1925—1928 годов и автор брошюры «Европа или Россия — о путях развития современной литературы».

Публиковался под псевдонимами Эдвард Стриха , Кость Соколовский , Варвара Жукова , Нахтенборенг , К. Сопляк , К. Б. , Клим Буревой .

Жертва сталинских репрессий (приговорён к смерти, расстрелян после процесса 13—15 декабря 1934 года).

Биография

Кость Буревой родился 2 августа 1888 года в селе Большие Меженки, Воронежская губерния , в украинской семье (Восточная Слобожанщина ). Рос в русскоязычной среде. Отец Костя — Степан — имел много детей и мало земли. Поэтому Кость смог окончить только сельскую четырёхлетку. Дальнейшее образование получал самостоятельно, преимущественно в тюрьме и на каторге. К. Буревой стал членом российской Партии социалистов-революционеров и корреспондентом нелегальных российских эсеровских газет уже в 15-летнем возрасте ( Воронеж был признанным центром эсеровского движения, зато информация о деятельности украинских политических организаций на эти земли почти не поступала). Во время первой ссылки за революционную деятельность товарищи К. Буревого по неволе (преимущественно студенты), которые были в восторге от таланта простого сельского парня, помогли ему подготовиться к гимназическому экзамену на аттестат зрелости. Тогда же он выучил польский и французский языки. Всё время, что провёл в местах лишения свободы, много читал. После второй ссылки учился на Высших коммерческих курсах в Петербурге .

Буревой был активным деятелем обеих революций — 1905 и 1917 годов. В 1905 году впервые арестован по обвинению в участии в аграрных беспорядках. Арест приблизил Костя к подполью и к участию в покушении на воронежского генерал-губернатора. В 1907 году Кость стал членом Острогожского уездного комитета ПСР. В 1911 году Буревого арестовали во второй раз, на скамье подсудимых он сидел среди 300 крестьян. Приговором суда сослан в Олонецкую губернию на остров Большой Куганаволок. Из ссылки поехал не домой, а в Петербург, где сдал экзамены на аттестат зрелости и выполнял ответственную работу в полулегальной газете «Мысль». В июле 1914 года — третий арест. Сначала Петербургская тюрьма, потом ссылка на Енисее ( Восточная Сибирь ). Оттуда К. Буревой сбежал с помощью Григория Петровского (будущий лидер УССР ). Красноярск , Москва , и снова Петербург, где он стал организатором рабочего обеспечения — больниц, страхкасс, забастовочных комитетов. В подполье Буревой постоянно менял паспорта, места жительства, фамилии. Участвовал в подготовке покушения на Кабинет министров. В то же время Буревой учился на высших коммерческих курсах. В октябре 1916 года — четвёртый арест и ссылка в Сибирь на 5 лет. Длинные арестантские этапы, тот же Туруханский тракт и сибирская тайга. Подготовку нового побега «сорвала» Февральская революция 1917 года.

В марте К. Буревой по амнистии вернулся домой. С весны до осени 1917 года Буревой находился в Воронеже, где выполнял обязанности председателя совета рабочих солдатских и крестьянских депутатов, члена губкома ПСР, депутата Всероссийского учредительного собрания , члена бюро эсеровской фракции Собрания. Четвёртый съезд ПСР в декабре 1917 года избрал его членом Центрального комитета Партии социалистов-революционеров. Сперва боролся против большевистского режима, стал одним из руководителей восстания в Поволжье . В это время Буревой работал в самарском комитете членов Учредительного собрания . В борьбе с имперско-реставраторскими наклонностями антибольшевистской оппозиции Буревой с единомышленниками, считавшими Колчака и «белых» большей угрозой, чем «красные», организовал группу «меньшинство ПСР», которая просуществовала до 1922 года. Входил в Центральное организационное бюро МПСР (с В. К. Вольским , , Л. А. Либерманом и И. Н. Смирновым ).

В это время Буревого впервые арестовали органы ЧК. Убедившись, что демократические силы не могут противостоять режиму на границе 1922—1923 годов, Буревой прекратил активную политическую деятельность. В этот период он закончил книги «Колчаковщина», «Поэт белого знамени», «Распад». Некоторое время писатель работал редактором-экономистом в «Сельхозсоюзе», откуда вышел на пенсию по инвалидности из-за туберкулёза костей.

Семью (жену Клавдию и дочь Оксану) содержал только за счёт литературных гонораров. В 1925 в «Красном пути» появился отрывок из его романа «Хамы», а также очерки о жизни многочисленной украинской колонии в Москве, об Украинском клубе, о связанной с театром « Березиль » Украинской театральной студии (в ней Кость Буревой преподавал историю театра), об организации «Село и город», в создании которой Буревой сыграл ведущую роль. К. Буревой требовал, чтобы правительство РСФСР взяло на бюджет культурные учреждения украинского меньшинства в Москве, как сделало правительство УССР для российского меньшинства. В 1925 году, далёкий от истинного понимания украинского вопроса, К. Буревой вмешался в литературную дискуссию, написав книгу «Европа или Россия», где выступил оппонентом Хвылевого , упрекая последнего в идеализации Европы и недооценке достоинств русской художественной литературы. Эта работа вызвала решительный протест Миколы Хвылевого (его памфлет «Апологеты писаризму»).

Объектом бескомпромиссной сатиры Буревого стал панфутуризм, лидером которого был Михайль Семенко . Панфутуристы тогда выступали против неоклассиков и ВАПЛИТЕ , как «буржуазных националистов», ещё с большим упорством, чем партия. В пародийной «Зозендропии» Кость Буревой вывел мифический образ Эдварда Стрихи — тип советского карьериста, который ездит дипкурьером правительства СССР по линии Москва — Париж и пишет ультралевые коммунистически футуристические стихи. Этот персонаж сочетает в себе качества беспардонного наглеца и жалкого приспособленца к требованиям компартии, «оплёвывателя» всех ценностей и мастера саморекламы. Полная пустота Э. Стрихи дополняется страшной шумностью, примитивизм — претензией на сверхсовременную «европейскость», безграничным эгоизмом и эгоцентризмом — большим желанием делать революции и улучшать общество. Формально это была пародия на «коммункультовский панфутуризм», фактически же — сатирическая пародия на большевистский строй и пропагандируемую им «пролетарскую» литературу и критику. Своё произведение автор подписал именем литературного образа — Эдвард Стриха. Примечательно, что М. Семенко поверил, будто Эдвард Стриха реальный футурист и дипкурьер, а не вымышленный герой, и на протяжении 1927—1928 годов печатал в своём журнале сокрушительные пародии на самого себя.

Со временем из-под пера «Эдварда Стрихи» появились и другие острые сатирические произведения: театральные ревю для «Березоля»: «Опортуния» (1930) и «Четыре Чемберлена» (1931). Последние произведения не остались незамеченными в ЦК партии, и партийная критика начала методически развенчивать отступника от партийной линии — «Э. Стриху». Когда же выяснилось, что Э. Стрихи, как такого, собственно и не существует, К. Буревой, чтобы вывести из-под удара коллег-журналистов, был вынужден выступить с самокритичным заявлением. Оно называлось «Автоэкзекуция», и оно было подписано тем же псевдонимом — «Эдвард Стриха». Так, во времена поголовной самокритики, появляется пародия на неё.

В драме «Павел Полуботок» (закончена в 1928 году) освещён трагический период в истории Украины, наступивший после выступления гетмана Мазепы против политики Московии . Гетман Полуботок , который пытался быть равноправным союзником Москвы, на глазах царя умирает в петербургской тюрьме со словами: «О! Я теперь хорошо знаю, что воля содержится на конце сабли!» Такой наглости Буревою простить не могли. Он был лишён всех заработков, а пресса активно готовила общественное мнение к аресту писателя.

В 1932—1933 годах писатель тщетно пытался найти работу на Украине. Время от времени под псевдонимами «Варвара Жукова» или «Нахтенборенг» ему удалось напечатать какие-то мелкие статьи, а в ящиках накапливались новые труды о театре и драматургии, без надежды на публикацию лежали «Мёртвые петли. Тюремные мемуары». Давление власти и бедность стали слишком ощутимыми, и в сентябре 1934 года Буревой оставил семью в Харькове и поехал в Москву в поисках заработка и спасения от ареста. В октябре семья получила от него письмо, после чего несколько месяцев о его судьбе дома ничего не знали. В итоге 11 декабря в большинстве советских газет появилось правительственное сообщение об аресте украинской группы «террористов-белогвардейцев». Тех самых 28 человек, среди которых наряду с К. Буревоем были упомянуты фамилии Олексы Влызько , Григория Косынки , Дмитрия Фальковского и других. 13—15 декабря 1934 года выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в Киеве по обвинению «в организации подготовки террористических актов против работников Советской власти» К. Буревой был приговорён к расстрелу.

Приговор приведён в исполнение 15 декабря 1934 года в Октябрьском дворце Киева. Похоронен в братской могиле на Лукьяновском кладбище .

В 1949 году его семья эмигрировала в США , где его дочь Оксана Буревой-Яценко выдала отдельным сборником часть спасённого творческого наследия отца .

Сочинения

  • Тюремные песни. — Воронеж : Воронеж. ком. Партия социалистов-революционеров, 1917. — 32 с.
  • — Москва : Гос. изд-во, 1919. — 40 с.
  • Крестьянские нужды и сельскохозяйственная кооперация. — Москва, 1923. — 88 с. : ил.
  • Распад : [Сборник статей] — [Москва] : Новая Москва, 1923. — 135 с.

Примечания

  1. БУРЕВОЙ // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 360. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  3. И. В. Чубыкин. Буревой Клим // Политические деятели России. 1917. Биографический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 1993, с. 51—52.
  4. . Электронное научное издание «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» . Фонд «Фундаментальная электронная библиотека». Дата обращения: 28 ноября 2016. 27 октября 2017 года.
  5. Украинские исследователи В. В. и С. М. Олефиренко отмечают, что в 1917 году он отказался от своей фамилии (но не указывают, какой именно) и стал использовать партийный псевдоним «Буревой»
  6. Burevii, Oksana. «Kost Bureviy»/ Oksana Bureviy. The Black Deeds of the Kremlin: a White Book. Toronto: Ukrainian Association of Victims of Russian Communist Terror. 1 (1953): 381—384.

Литература

  • Шерех Ю. Історія однієї літературної містифікації [Текст]: (Едвард Стріха (Кость Буревій) / Шерех Ю. // Українське слово: Хрестоматія укр.літ. та літ.критики ХХ ст.: В 4 кн. Кн.4. — К., 2001. — С.702—707.
  • Дражевська Л. Як був урятований «Павло Полуботок» // Свобода: український щоденник. — 1992. — 8 січня. — с. 2—3
  • Переписка Михайля Семенко с Эдвардом Стрихой (журнал « Новая генерация ») (недоступная ссылка)
  • І. Ф. Драч. Буревій (Буровій) Кость // Українська літературна енциклопедія. Київ: Головна редакція Української радянської енциклопедії ім. М. П. Бажана, 1988, т. 1, с. 250.
  • И. В. Чубыкин. Буревой Клим // Политические деятели России. 1917. Биографический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 1993, с. 51—52.
  • В. В. Оліфіренко, С. М. Оліфіренко. Слобожанська хвиля. Навчальний посібник-хрестоматія з української літератури Північної Слобожанщини. Донецьк: Східний видавничий дім, 2005, с. 137—171.
  • Буревій-Яценко О. Спогади про виставу «Опортунія» // Слово і час, 1994, № 8
  • З порога смерті: Письменники України — жертви сталінських репресій/Авт. кол.: Бойко Л. С. та ін.—К. Рад. письменник, 1991.—Вип.1/Упоряд. О. Г. Мусієнко. — С. 86—87.
  • Буревій Кость // Енциклопедія Українознавства: Словникова частина / Голов. ред. В. Кубійович. Репринт. відтворення. — К., 1993. — Т. 1. — С. 194.
  • Лавріненко Ю. Кость Буревій — Едвард Стріха (літературна сильвета) // Розстріляне Відродження. Антологія 1917—1933. Поезія-проза-драма-есей. — Мюнхен, 1959. — С. 380—386.
  • Миронець Н. Людина трьох життів (Кость Буревій) // На тлі трагічної історії. — К.: Вид-во ім. Олени Теліги, 2003. — С. 77—79.
  • Просалова В. Кость Буревій — містифікатор // Проблеми сучасного підручника середньої і вищої школи. Збірник наукових праць. — Вип. 4. — Донецьк: Східний видавничий дім, 2007. — С. 98—103.
  • Українська діаспора: літературні постаті, твори, біобібліографічні відомості / Упорядк. В. А. Просалової. — Донецьк: Східний видавничий дім, 2012. — 516 с.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Буревой, Кость Степанович