Совет народных комиссаров Казахской ССР
- 1 year ago
- 0
- 0
«Расстрел 26 бакинских комиссаров» — картина Исаака Бродского , написанная в 1925 году . Мысль написать картину, посвящённую героической гибели 26 бакинских комиссаров , возникла у И. И. Бродского вскоре после окончания им большого исторического полотна « Торжественное открытие II конгресса Коминтерна » (1920—1924).
Тема Октябрьской революции и гражданской войны получила самое разнообразное отражение в творчестве живописца И. И. Бродского . Его полотнам на важнейшие историко-партийные темы присущи монументальный размах, реалистическая манера исполнения, которая характеризуется не только правдивостью общего, но и внимательным отношением к существенным деталям. Он прекрасный мастер рисунка и композиции. Колорит его картин обычно построен на сочетании тонко сгармонированных коричневатых и охристых тонов. Все эти качества присущи и его широко известной картине «Расстрел 26 бакинских комиссаров», в которой художник показал мужество коммунистов Закавказья , величие их духа и преданность долгу революции. Полотно написано на основе внимательного изучения документальных материалов. Бродский исторически правдиво передал трагедию, разыгравшуюся в закаспийских степях 20 сентября 1918 года . Изображён момент расстрела Шаумяна , Джапаридзе , Азизбекова , Фиолетова и других бакинских комиссаров . Восхищает героизм революционеров, их светлые, открытые лица и выражение уверенности в правоте дела, за которое они борются. В картине показаны и виновники преступления, непосредственные вдохновители этой зверской расправы — контрреволюционеры и английские интервенты. Трусливо и злобно смотрят они из-за спин солдат на свои жертвы. Враги революции предстают во всём своём омерзительном обличье. Выполненная с большой композиционной смелостью, строгая по цветовому строю, эта картина стала своеобразным живописным памятником бессмертия славных бакинских коммунистов.
Газета «Заря Востока» писала:
Можно спорить об отдельных частностях и деталях картины И. И. Бродского, но одно несомненно — она дает чрезвычайно художественное, сильное и яркое изображение этого исторического эпизода. Художник не бьет искусственно по нервам, не преувеличивает, не впадает в тенденциозность, соблюдая историческую правдивость. Несмотря на это, — вернее, благодаря этому, — картина производит огромное впечатление, она — сплошной крик негодования, громкий протест, раздавшийся на весь мир. Художник ничего не подчеркивает, но вы смотрите на его картину, и вас охватывает чувство глубочайшего омерзения к английскому империализму и его наймитам, и вы не можете преодолеть глубочайшего преклонения перед героями-революционерами, славными борцами за Бакинскую коммуну… Художник не навязывает вам своих выводов, но вы уже их сделали, сделали при первом взгляде на картину; трагическая гибель 26-ти глубоко запечатлелась в вашем сердце, и вы шлете проклятие мертвому прошлому, которое все ещё пытается схватить новую, живую жизнь. Такова власть подлинного искусства!