Interested Article - Приморский парк (Лиепая)

Примо́рский парк в Ли́епае ( латыш. Jūrmalas parks ) — крупнейший искусственно созданный парк на береговой полосе Балтийского моря , простирающийся от Южного мола до Юго-Западного жилого района города Лиепаи . Парк длиной в 3 километра занимает 50 гектаров, в нём произрастает 140 местных и интродуцированных видов деревьев.

Созданный в XIX веке, парк сегодня включает футбольные и баскетбольные поля, детскую игровую площадку, теннисный корт, концертный зал «Pūt, vējiņi!», летнее кафе и поле для мини-гольфа. В его создании использованы не только зелёные насаждения, но и малые формы архитектуры и фонтаны .

История создания

Портовый город Либау в первой половине XIX века быстро развивался: сообщение между южной и северной частями города улучшилось после постройки деревянного моста (1830) через Морской канал-гавань (ныне ), защищённого от весеннего ледохода пятью деревянными ледоломами (1838) . Ещё в конце XVIII века в городе были открыты серные источники для ванн, а в 1830 году Либау посетили 300 отдыхающих из-за границы. В 1834 году на морском побережье открылось частная купальня Мерби с холодными и горячими морскими ваннами .

19 августа 1840 года по решению правительства, поддержанного императором России Николаем I , началось строительство шоссе в столицу Курляндской губернии, Митаву . Историк Александр Вегнер ( Alexander Wegner ; 1863—1926) в книге «Geschichte der Stadt Libau» (1898) сообщил, что первые пять вёрст шоссе до Гробини были торжественно открыты 23 сентября 1841 года. В 1842 году у дороги появился павильон «в швейцарском стиле» с рестораном и концертным залом .

К югу от канала в 1843 году началось создание Городского парка: была вырыта дренажная канава и начата разбивка пешеходных дорожек. Ставший директором генерал-майор Павел Алексеевич Тучков руководил созданием новой топографической карты запада империи, на которую 2 апреля 1845 года начали наносить окраину Либау, продолжив эту работу в следующее десятилетие .

После отмены крепостного права в Остзейском крае крестьянам с 1848 года разрешили перебираться в города, что вызвало рост численности населения города и жилищного строительства. Расширяя порт, необходимо было укрепить прибрежные дюны. Альдерман Большой гильдии ( Carl Gottlieb Sigismund Ulich ; 1798—1880) предложил развивать в городе грязелечение и курортные услуги для изысканной публики. В 1860 году Либау посетил наследник престола, великий князь Николай Александрович , открыв на берегу моря «Николаевское купальное заведение с горячими и холодными морскими ваннами». В 1862 году в порту побывал император Александр II с супругой и семьей .

На основе топографической съёмки, выполненной в 1868 году капитан-лейтенантом Шульцем, Гидрографический департамент Морского министерства в 1869 году издал «План города Либавы». В 1870 году «Николаевское заведение с горячими морскими ваннами» начало предлагать лечебные услуги: ванны и грязелечение . На месте блуждающих дюн, заливных лугов и кустарников были посажены первые деревья и насаждения Купального парка ( нем. Bade Anlagen ) .

В 1875 году к востоку от шоссе был благоустроен Городской парк, а к западу у павильона устроен регулярный сад, где высадили естественные и экзотические насаждения с оригинальной листвой, имеющие цветовые контрасты. В композиции в стиле эклектики учитывался местный ландшафт — холмы и водные объекты. Равномерный ритм насаждений аллей голландских лип и конских каштанов украсил городские улицы, поддерживая связь между курортной зоной и зеленью площадей, скверов и приусадебных садов .

Здание Городского купального заведения, архитектор Пауль Макс Берчи.

Карл Улих в 1878 году был избран городским головой. По его инициативе архитектор Либавы (1871—1902) ( Paul Max Bertschy ; 1840—1911) в 1902 году спроектировал и построил вместо устаревшей купальни монументальное здание Городского купального заведения в стиле эклектики , имевшее симметричный Т-образный план, украшенное колоннадой. Обращённый к парку фронтон украшает лестница, а боковые корпуса связывает галерея, выходящая на пешеходный променад к круглому Лебединому пруду, где на острове была построена ротонда .

В развитии прибрежных дач и вилл Либава опередила Ригу, где Межапарк начали застраивать лишь в 1902 году .

В 1899 году городской трамвай , курсирующий от железнодорожного вокзала в Новой Либаве, обеспечил удобное сообщение с курортом, который продолжал расширяться .

В мае 1903 года в конце Купальной улицы (ныне латыш. Peldu iela ) для торжественной встречи прибывающего в Либаву императора Николая II был построен павильон, позднее превращённый в общественное кафе. Здание в 1906 году было сожжено, а на его месте в 1908 году отстроено новое, с добавлением окон и декоративных фасадных элементов в стиле модерн. В советское время Царский павильон стал кафе Banga , но в 1977 году он снова сгорел .

В 1908 году центральную площадку в начале дорожки на Дамский пляж украсили фонтан в стиле модерн и солнечные часы, которые после 1999 года снесли согласно «Концепции развития Приморского парка» архитектора Андриса Кокинса ( Andris Kokins ) .

В 1910—1911 году к проектированию парка был подключён главный рижский садовник Георг Куфальдт , освеживший композицию новыми чужеземными растениями. Вместе с известным цветоводом Симанисом Клеверсом ( Sīmanis Klēvers; 1834—1922 ) и главным садовником города Оскаром Каттерфельдом ( Oscar Katterfeld ) Куфальдт сформировал необычный, дендрологически богатый ландшафтный парк, разделив его на функциональные зоны для прогулок с детьми, гимнастики и спокойного отдыха .

Реконструкции парка

В получившей независимость Латвийской республике город, получивший название Лиепая, начали преобразовывать в соответствии с новым генеральным планом, который разрабатывался с 1927 года в Техническом отделе Лиепайского городского совета. Частью генплана стал проект украшения Лиепайского кургауза (нем. Kurhaus, курортный холл) и окрестностей (латыш. Liepājas kūrmājas un apkārtnes izdaiļošanas projekts ). В конце бульвара Курмаяс ( латыш. Kūrmājas ) планировалось построить новое здание кургауза .

В южной части парка Лиепайский спортивный союз рабочих разбил спортивную площадку для международных соревнований (ныне стадион спортобщества «Даугава»), в 1926—1928 годах обнесённую по периметру песчаными валами. В 1928 году возвели концертную эстраду по проекту архитектора ( Pauls Kundziņš , 1888—1983), а в северной части обустроили на канале «Олимпия» место для купания.

Работами в парке руководил главный садовник Оскар Каттерфельд. Предположительно, его консультировал главный садовник Риги того периода, ученик Куфальдта Андрей Зейдакс . В саду объединили ландшафтные и геометрические формы, создав цветовые акценты яркими кустарниками и многолетними цветами на фоне просторной зелёной лужайки. Главный вход Городской спортивной площади был украшен альпинарием в стиле конструктивизма, где цветники, посыпанные гравийной крошкой площадки и пешеходные дорожки на низких прямоугольных террасах из камня образовали симметричную четырёхуровневую композицию .

В 1933 году был перестроен корпус купального заведения, а к павильону достроили террасы для обслуживания отдыхающих.

Здание курортного холла 28 марта 1937 года сгорело и больше не восстанавливалось. В 1937—1938 годах по береговой линии моря был насыпан 7-метровый вал для защиты парка от холодных морских ветров.

В Советской Латвии

Лиепая как важный промышленный и оборонный центр Латвийской ССР была подвергнута атаке авиации уже в первые часы Великой Отечественной войны . После ожесточённых боёв нацистские войска заняли город, разместив военную технику в Приморском парке, сильно пострадавшем от боевых действий .

В первые послевоенные годы город начал отстраиваться, в 1948 году были разработаны проекты благоустройства парков, бульваров и площадей. В 1949 году в конце Советского проспекта (ныне проспект Курмаяс) была спроектирована площадь с зелёными насаждениями. В Лиепайском леспромхозе создали питомник для подготовки саженцев, и в 1952 году город украсили клумбы, а также 19 100 деревьев и кустарников. Было решено расширить и благоустроить Приморский парк. Расчистке его северной части был посвящён Всесоюзный субботник в апреле 1956 года. С 5 октября по 1 ноября того же года в Лиепае прошли Дни лесов и садов, в ходе которых по замыслу главного архитектора Лиепаи Роберта Витолниекса (1907-?) началась разбивка парка Молодожёнов от Советского проспекта до рыболовецкой артели «Большевик» .

16 мая 1958 года в Лиепае открылся Парк культуры и отдыха. Первых отдыхающих принял санаторий «Лиепая» — второй по значимости морской курорт в Латвийской ССР после Юрмалы . Приморский парк продолжали расширять и застраивать: осенью закончилось строительство кинотеатра «Дзинтарс» («Янтарь»). В 1964 году к нему по проекту архитектора Петериса Милзарайса ( Pēteris Milzarājs; род. 1935 ) была пристроена закрытая концертная эстрада «Pūt, vējiņi» ( «Вей, ветерок!» , по названию одноимённой латышской песни ) на 1200 зрителей. Главный архитектор Лиепаи (1988—1990) Агрис Паделис-Линс ( Agris Padēlis-Līns; род. 1962 ) с помощью художницы И. Кауке (I. Ķauķe) разработал проект реконструкции концертной эстрады, значительно расширив её территорию .

В Латвийском государственном институте проектирования городского строительства (« Латгипрогорстрой ») были разработаны проект детальной планировки и эскиз застройки центра (1965, архитектор Ирена Рубауска ( Irēna Rubauska; род. 1930 )) и проект генерального плана Лиепаи (1966) .

Сильным штормом в 1967 году были повреждены насаждения Приморского парка, после чего их возобновляли в соответствии со специально разработанным дендрологическим проектом (1970), автором которого стал главный специалист института « », дендролог, пейзажный архитектор Карлис Баронс ( Kārlis Barons; 1912—1996 ) и дополнила в 1974 году архитектор Ирена Давидсоне ( Irēna Dāvidsone ) .

27 апреля 1977 года в конце Советского проспекта был открыт (архитектор Гунар Асарис , скульптор ( Alberts Terpilovskis ; 1922—2002)) .

9 сентября 1989 года на пересечении улиц Улиха и Пелду, недалеко от парка, был открыт памятник поэтессе Мирдзе Кемпе (архитектор Ингуна Рибена ( Ingūna Rībena; род. 1956 ), скульптор Лигита Улмане-Франкевича ( Ligita Ulmane-Franckeviča; род. 1947) ) .

Примечания

  1. . Парки, скверы и площади . Городское самоуправление Лиепаи. Дата обращения: 9 сентября 2021. 9 сентября 2021 года.
  2. Озола, Сильвия Роландовна. // Век реставрации пригородных дворцов: трагедия и триумф проблемы сохранения культурного наследия. XXI век : Сборник трудов научной конференции / П.В. Петров, А.С. Белоусов. — Санкт-Петербург: ГМЗ «Петергоф», 2019. — С. 181—195 . — ISBN 978–5–91598–035–7 . 20 апреля 2021 года.
  3. Либа Меллер. . rus.lsm.lv . Латвийские общественные медиа (2 мая 2020). Дата обращения: 9 сентября 2021. 9 сентября 2021 года.
  4. Ozola S. Greenery System in Liepaja: Creation and Transformation (латыш.) // Scientific Materials of the 9th International Conference Person. Color. Nature. Music. — Daugavpils: Art Teachers Union (NGO), Daugavpils Mark Rothko Art Centre and Faculty of Art of Šiauliai University (Lithuania), 2016. — L. 70–90 .
Источник —

Same as Приморский парк (Лиепая)