Interested Article - Позабудь про камин, в нём погасли огни
- 2021-10-15
- 2
«Позабудь про камин, в нём погасли огни» ( 1917 ) — художественный немой фильм Петра Чардынина . Является продолжением фильма « У камина » . Фильм не сохранился .
Сюжет
Оставшийся безутешным после смерти своей возлюбленной Лидии Ланиной (в предыдущем фильме «У камина» ) князь (его играл Владимир Максимов ) увидел девушку. Он потрясён её поразительным сходством со своей покойной возлюбленной (обеих героинь играла одна и та же актриса, Вера Холодная ) . Он выясняет, что ёё зовут Мара Зет и она работает акробаткой в цирке вместе со своим мужем (актёр Осип Рунич ).
Князь начинает ухаживать за циркачкой и дарит ей дорогие подарки. Единственное, что он хочет взамен, — молча сидеть возле неё, любуясь на её лицо .
Постепенно Мара влюбляется в князя. По его просьбе она уходит из цирка и переезжает в его особняк . Акробатка оскорбляется, увидев у него в доме портрет другой женщины, понимая, что князь любит не её, а ту, погибшую женщину . Они расстаются, и Мара возвращается в цирк.
На последнее представление в гастрольной программе вновь приходит князь, он хочет в последний раз увидеть ту, которая напоминает ему погибшую возлюбленную. Под самым куполом цирка Мара замечает его среди зрителей, улыбка озаряет её лицо, но в следующее мгновение она срывается с трапеции и разбивается насмерть . Князь рыдает, припав к её телу .
О фильме
Фильм имел огромный успех у зрителей и превзошёл по сборам предыдущего кассового рекордсмена ( «У камина» ) . В частности, о неслыханном успехе картины «Позабудь про камин — в нём погасли огни…» сообщалось в « Кине-журнале » в конце 1917 года (№ 17—24) .
«Харьков. В театре «Ампир» была поставлена вторая серия картины «У камина» — «Позабудь про камин, в нём погасли огни». У театра всё время постановки была огромная очередь. Кто-то из очереди пустил слух, что в театр пропустили несколько человек через запасный выход, и началось настоящее вавилонское столпотворение: публика ринулась в театр, разбила окна, сорвала с петель двери; толпа запрудила всю улицу. Администрация театра едва не подверглась жестокому самосуду. Был вызван отряд конных драгун. С большим трудом успокоили расходившуюся публику» .
Режиссёр Пётр Чардынин объяснял поразительный успех картины тем, что она была построена на цирковом материале, и другую свою картину «Молчи, грусть, молчи» («Сказка любви дорогой», 1918) он также посвятил жизни артистов цирка . Эти два фильма имели рекордные сборы за весь период русской дореволюционной кинематографии .
Киновед и историк кино Игорь Беленький указал, что фильм «чрезвычайно показателен и для жанра великосветской мелодрамы, и для цирковой тематики в российском кино начала века, и для общего представления о кинематографе дооктябрьского периода» . Он также констатировал, «что из всей обильной кинопродукции, выпущенной на цирковую тему, наибольшим успехом пользовались два фильма П. Чардынина с участием знаменитой в ту пору кинозвезды Веры Холодной — „Позабудь про камин“ (1917) и „Молчи, грусть, молчи“ (другое название „Сказка любви дорогой“, 1918)» .
Историк кино Ирина Гращенкова , анализируя фильмы «У камина» и «Позабудь про камин…», которые вышли на экран в марте и ноябре 1917 г., отметила, что «абсолютно аполитичное кино оказалось неожиданно связанным с революционным календарём теми чувствами и настроениями большинства, которое оно выражало»:
Исчезали камины, принадлежность состоятельного респектабельного дома, уступая место буржуйкам. Исчезали сидящие у каминов князья, сановники, свободные художники, безумно влюблённые, тоскующие дамы. А зрители точно не могли наглядеться на дорогие сердцу сюжеты, на любимые актёрские лица Холодной, Максимова, Полонского… .
Примечания
- , с. 140.
- , с. 371.
- , с. 190.
- , с. 371—372.
- ↑ , с. 146—147.
- ↑ Прокофьева Е.В. . Дата обращения: 20 ноября 2017. 20 ноября 2017 года.
- ↑ , с. 454.
- ↑ , с. 372.
- ↑ , с. 170.
- , с. 32.
- ↑ , с. 168.
- ↑ , с. 28.
- , с. 143.
- , с. 144.
Литература
- Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М. : Госкиноиздат, 1945. — С. 140. — 194 с.
- Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. — М. : Искусство, 1963. — С. 371—373. — 356 с.
- Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. — М. : Аграф, 2007. — С. 170, 454. — 508 с.
- Беленький И.В. Лекции по всеобщей истории кино. Годы беззвучия. — М. : ГИТР, 2008. — С. 146—147. — 416 с.
- Зоркая Н.М. История советского кино. — СПб. : Алетейя, 2005. — С. 32. — 544 с.
- Миславский В.Н. Кино в Украине. 1896—1921. Факты. Фильмы. Им. — Торсинг, 2005. — С. 168. — 576 с.
- Миславский В.Н. Истерзанные души. Жизнь и фильмы Дмитрия Харитонова. — Харьков: ХЧМГУ, 2007. — С. 28. — 152 с.
- Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М. , 2005. — С. 40, 142, 144. — 432 с.
- Яни А.В. Вера Холодная: первая любовь российского кинозрителя. — СПб. : Лань, 2012. — С. 190. — 224 с.
- Прокофьева Е.В. Вера Холодная. Королева немого экрана. — М. : Вече, 2013. — С. 123—126. — 256 с.
Ссылки
- 2021-10-15
- 2